Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа имени М.И.Калинина» Доклад на тему: «Дистанционное обучение учащихся по математике» Подготовила учитель математики I квалификационной категории Маркова Татьяна Александровна 2012г
"Дистанционное образование - это нечто большее, чем чтение, большее, чем про-слушивание или просмотр, большее, чем заранее приготовленные учебные материалы, большее, чем технология, большее, чем самостоятельное изучение, большее, чем тре-нинг, большее, чем открытое обучение ..." Введение новых стандартов образования приоритетными направлениями опреде-лило формирование предметных и метапредметных компетенций, ведущими из кото-рых являются – исследовательские, коммуникативные, ИКТ компетенции. А это тре-бует от школы формирования такой обучающей среды, которая мотивирует учащихся самостоятельно искать и обрабатывать информацию, обмениваться ею, то есть ориен-тироваться в информационном пространстве. В связи с этим учитель сталкивается с рядом проблем. Как выполнить социальный заказ общества? Как сделать учение инте-ресным для учащихся? Как разбудить в ученике стремление работать над собой, стремление к творчеству. Одним из путей решения этих проблем является использо-вание возможностей дистанционных образовательных технологий в практике работы учителя. Практически все образовательные учреждения подключены к сети Интернет и оснащены средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), что упрощает процедуру применения дистанционного обучения. Работа учителя матема-тики сегодня невозможна без применения различных Интернет-технологий как усло-виях классно-урочной системы, так и при организации дистанционного консультиро-вания, самостоятельной, проектной и исследовательской деятельности учащихся. А что же такое дистанционное обучение? Под дистанционным обучением понимается обучение, которое основано на ис-пользовании специальных компьютерных технологий и средств Internet, обеспечи-вающих оптимальное (в смысле педагогической эффективности) осуществление про-цесса обучения и управление этим процессом. Основой непрерывного образования на современном этапе являются интенсивно развивающиеся и внедряющиеся в образовательное пространство России дистанцион-ные образовательные технологии, активная реализация которых в настоящее время осуществляется как в вузах, так и в средних школах. Перспективной тенденцией в развитии непрерывного образования, его доступности, личностной ориентации явля-ется оптимальное сочетание дистанционных и традиционных форм и методов обуче-ния. XXI век – время равных возможностей. И пусть на такую инновацию, как дис-танционное обучение, многие консерваторы смотрят свысока и недоверчиво, но имен-но оно – дистанционное обучение – и позволяет реализовать современные равные воз-можности. Компьютер прочно вошел в нашу жизнь и во многом даже заменил нас самих: ма-шины делают сложнейшие вычисления, рисуют картины и поют колыбельные песни. Именно поэтому дистанционное обучение – обучение на расстоянии при помощи компьютера – гармонично вписывается в сложившуюся картину. Следует различать понятия "дистанционного образования", как новой формы орга-низации процесса обучения, и "дистанционного обучения", как нового метода дидак-тики. В соответствии с данной трактовкой сущности дистанционного обучения, на него, как на целостную дидактическую систему, накладывается ряд требований, предусмат-ривающих: • оптимизацию структуры и содержания учебных курсов; • разработку технологий обучения, оптимизирующих учебную деятельность и увеличивающих интенсивность процесса усвоения материала; • создание системы контроля усвоения знаний, обеспечивающей непрерывное и эффективное управление процессом обучения. Появление дистанционного обучения привело к изменению традиционной модели взаимодействия "учитель-учащийся", хотя все признаки обучения вообще имеются в наличии и в обучении дистанционном. То есть, имеют место учащийся, педагог и об-разовательный процесс, в котором они участвуют. Одним из преимуществ дистанционного обучения (ДО) является реальная возмож-ность наиболее полного учета индивидуальных особенностей обучающихся и их обра-зовательных потребностей при организации учебного процесса, в частности, само-стоятельной работы учащихся и создании ситуации успеха для каждого ученика. В настоящее время дистанционное обучение школьников предлагается использо-вать: - при изучении базовых курсов различных учебных дисциплин; - в процессе обучения в рамках дополнительного образования (элективные курсы и спецкурсы по различным дисциплинам); - в обучении во внеклассной работе (сетевые олимпиады, викторины, турниры школьников); Математика как учебная дисциплина обладает большими возможностями для реа-лизации дистанционного обучения, так как использование компьютеров позволяет усилить прикладную и практическую направленность курса математики и создает ус-ловия для реализации индивидуального подхода на качественно новом уровне. Необ-ходимость комплексного использования дистанционных и традиционных методов для обучения математике обусловлена активным внедрением в вузовский и школьный учебные процессы дистанционных образовательных технологий, широким примене-нием компьютерных методов при изучении математических дисциплин, предостав-ляющих дополнительные возможности (вычислительные, графические, визуализаци-онные, справочно-информационные) для совершенствования и интенсификации про-цесса обучения. При дистанционном обучении учитель ведет за руку каждого ученика. Специаль-ная учебная среда позволяет прокомментировать каждую работу ученика, дать реко-мендации по исправлению ошибки – работать с каждым ребенком до полного реше-ния учебной задачи. Важной особенностью специальной учебной среды является то, что она создает и хранит отчеты о деятельности (портфолио) каждого ребенка: все сданные им работы, все оценки и комментарии учителя к работам, все сообщения в форуме. Учитель может создавать и использовать в рамках курса любую систему оценива-ния. Все отметки по каждому курсу хранятся в сводной электронной ведомости. В Концепции модернизации российского образования заявлен принцип равного доступа школьников к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания и состояния здоровья. Одним из направлений реализации этого требо-вания является развертывание новых моделей содержания образования и его орга-низации, в том числе развитие дистанционного образования. Системное использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), технологий дистанционного обучения – эффективное решение проблемы образования и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети-инвалиды, а также больные дети, которые не могут ходить в обычную школу в силу ограничений по состоянию здоровья, часто лишены возможности получить ка-чественное образование. В настоящее время в крупных городах, в том числе и в Оренбурге и Орске созданы Государственные образовательные учреждения Центр дистанционного обучения, в котором получают основное и дополнительное образование в дистанционной форме учащиеся 1-11 классов. В основном, это дети с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата и соматическими заболеваниями при условии сохранности интеллекта. Учащиеся Центра образования имеют возможность заниматься на курсах трех на-правлений: гуманитарного, естественно-математического, технологического. Среди курсов как направленные на поддержку или получение базового школьного образова-ния, так и рассчитанные на участие в творческой, проектной, исследовательской дея-тельности. Система курсов Центра образования решает также задачи предпрофессио-нальной подготовки, подготовки в вузы и в средние специальные учебные заведения. Все курсы создают широкие возможности для сетевого общения участников проекта: в форумах и чатах, через электронную почту. Сегодня технологии дистанционного образования развиваются очень активно, и если в недалеком прошлом в распоряжении сетевого учителя была лишь электронная почта, то теперь специальные учебные среды позволяют организовать учебный про-цесс, ни в чем не уступающий по своим дидактическим возможностям традиционно-му, а во многом и превосходящий его. Вот лишь некоторые структурные элементы занятий в Центре образования: 1) лекция (в режиме реального времени, с элементами контроля, с элементами ви-део, с элементами аудио); 2) изучение ресурсов (интернет-ресурсов, на электронных носителях, на бумажных носителях, текстовых, текстовых с включением иллюстраций, с включением видео, с включением аудио, с включением анимации); 3) самостоятельная работа по сценарию (поисковая, исследовательская, творческая, др.); 4) конференция в чате; конференция в форуме; 5) коллективная проектная работа; 6) индивидуальная проектная работа; 7) тренировочные упражнения; 8) тренинг с использованием специальных обучающих систем; 9) контрольная работа (тестирование, ответы на контрольные вопросы); 10) консультация. Варьируя комбинации из таких «кирпичиков», сетевой учитель может создавать уроки самых разных типов – в зависимости от возраста детей, от степени их активно-сти и самостоятельности, от специфики предмета и др. В этих Центрах применяется специальное оборудование как для учащихся, так и для учителя. В ИХ составе должно быть следующее периферийное оборудование (на приложении показываю на фотографии эти инструменты): - MacBook или iMac; - Клавиатура, которая подстраивается под каждого ребенка индивидуально; - Мышка, которая тоже имеет различные формы; - сканер; - принтер; - наушники; - микрофон; - колонки; - веб-камера; - графический планшет. Я предлагаю рассмотреть структуру урока с учащимися с ограниченными возмож-ностями 5 класс по теме: «Делители и кратные». Учащиеся и их сетевые преподавате-ли общаются через Скайп. Уроки проводятся в специальной учебной среде – «i-Классе» (Показать по ссылке http://iclass.home-edu.ru/course/view.php?id=997 на курс i-класс Арифметика и Алгебра) Организация учебного процесса с использованием информационной среды дистан-ционного обучения в общеобразовательной школе позволили бы решить проблему компенсации пробелов в знаниях для следующих категорий учащихся: - обучающиеся на дому по состоянию здоровья; - отсутствующие на занятиях более 2-х недель подряд по болезни в течение учеб-ного года; - отсутствующие на занятиях вследствие климатических условий или эпидемий; - отсутствующие на занятиях по личным причинам (напр., участники спортивных соревнований), - учащиеся, которые не поняли материал определённой темы в ходе традиционного очного обучения. В практике своей работы я использую информационные Интернет-ресурсы, кото-рые содержат справочники, хрестоматии и журналы, материалы которых направлены на расширение, углубление знаний по предмету, видеозаписи лекций, виртуальные экскурсии. Учащимся старших классов помогает в подготовке к ЕГЭ Интернет-ресурсы, содержащие задачники, которые включают как набор задач с ответами, так и с их решениями. Учащимся нравится работать с сериями задач, тестов, которые со-держат подсказки или меню, позволяющее ученику обратиться к теоретическому ма-териалу в случае допущенной ошибки. При самостоятельном изучении новой темы учащимся предлагаю воспользоваться ресурсами образовательного видео портала: http://interneturok.ru. При подготовке к олимпиадам, конкурсам, викторинам ресурсами центрами дистанционного образова-ния «Эйдос» http://www.eidos.ru, интернет-карусель http://www.karusel.desc.ru, олим-пиада «Сократ» http://www.math-on-line.com и др.
Одной из основных задач общеобразовательной системы является предоставление всем учащимся общеобразовательной школы равного доступа к качественному обра-зованию. С этой целью десять лет назад и был создан портал College.ru, сайт которого College.ru. Подготовка к ЕГЭ (URL: http://www.college.ru) является системой дис-танционной подготовки конкретно к ЕГЭ. Сайт доступен учащимся всех регионов страны и направлен на личнос¬тно-ориентированное обучение, диагностику способно-стей и компетенций. Он позволяет оценить каждому как усвоение основных содержа-тельных линий всех разделов школьного курса физики, так и сформированность раз-личных видов деятельности. Учащиеся 11-х классов частые там гости. Несмотря на постоянно ускоряющийся темп развития образования, появление ин-новаций во всех сферах деятельности, беспрекословным остается одно: мир образо-вания должен быть открыть для каждого – не зависимо от физического состояния и способностей. Ведь образование – это пропуск во взрослую жизнь, на которую шанс имеет каждый.