Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
ГосУслуги
Электронный дневник Заявка в техподдержку
Категории раздела
Учителя [100]
Материалы для работы учителей-предметников
Администрация [25]
Материалы для работы администрации школы
Классные руководители [15]
Материалы для работы классных руководителей
Конкурсы [1]
Положения, приказы по конкурсам
Наш опрос
Как вы относитесь к введению ФГОС ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью?
Всего ответов: 81
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Учителя

Доклад "Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса в начальной школе".
[ Скачать с сервера (46.0 Kb) ] 09.12.2012, 16:03
Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса в начальной школе.

Скажи мне, и я забуду,
покажи мне, и я запомню,
дай мне действовать самому,
и я научусь.
Понятие системно-деятельностного подхода было впервые введено в 1985 г. как особого рода понятие.
В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система.
Вот тезис, который давно в психологии обучения является основополагающим: «Ребёнок в процессе обучения должен быть не объектом, а субъектом учебной деятельности». Что мы чаще всего обнаруживаем на рабочем традиционном уроке? Учитель объявляет тему, говорит, чем предстоит заниматься, что-то объясняет, проверяет восприятие материала, организует тренировку в применении сведений, потом проверяет домашнюю работу и т. д. Кем же при такой организации обучения является ученик – субъектом учебной деятельности (т. е. тем, к т о учится) или её объектом (тем, к о г о учат)? Конечно, объектом.
Деятельностный подход должен стать основой любой системы – будь это система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, или любой традиционной системы, в нашем случае УМК «Гармония».
УМК «Гармония» является хорошей, крепкой программой традиционного обучения, но требования современного общества говорят нам о том, что деятельностный подход надо использовать на уроках не только в нынешних 1 , но уже сейчас во 2, 3 и 4 классах. Учитывая опыт учителей развивающего обучения я взяла из него самое актуальное на сегодняшний день, те приемы, которые можно использовать для традиционного обучения.
Как надо строить урок по традиционной программе, чтобы был эффект от использования деятельностного метода.
Реализация такого подхода к образовательному процессу требует его новой организации на основе планирования совместной деятельности учителя и учащихся.
Деятельностный подход к обучению предполагает:
• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
• формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
1

Для того, чтобы урок по традиционной системе стал развивающим, нужно соблюдать определенную структуру урока, которая основана на требованиях психологов по развитию личности детей. Нужно отказаться от того, что учитель дает знания в готовом виде. Для этого я отбираю специальные формы и приемы организации учебной деятельности.
Мотивация к учебной деятельности.
Я отказалась от традиционного организованного момента в пользу установления межличностного контакта с детьми. Это может быть необычное приветствие, отвлеченный факт, цитата, высказывание, вопрос. Например:
Наш урок начну с загадки, отгадав её, вы узнаете, что мы сегодня будем изучать …
- Прежде чем работать сесть, посмотрите, всё на парте есть? Урок математики.
- Что вы хотите делать на сегодняшнем уроке? Я хочу, чтобы у вас всё получилось, чтобы вы дружно работали, были активными.
Включение в предметную деятельность.
Детей необходимо включать в предметную деятельность. Для этого детям предлагаются задания, создающие ситуацию успеха - этот способ действия усвоили хорошо. Но учитель на этом этапе включает новые, неизвестные детям задания, которые требуют решения. Дети понимают, что способ решения им неизвестен и ставят перед собой цель. Таким образом, дети осознано ставят цель сами. Например: Тема: Единицы времени.
- О чем сегодня пойдет речь на уроке, вы узнаете, посмотрев отрывок из мультфильма
- Так о чём мы будем говорить на уроке? (О часах, о времени).
Как вы думаете, какова же тема нашего урока? Появляется название темы урока.
Кто может сформулировать цель урока?
Далее идет анализ проблемной ситуации выявление места и причины затруднения, выдвижение предположений, т.е. дети пытаются на основе тех знаний, которыми они обладают, решить проблемную ситуацию и получить новое знание. Для этого необходимо создать ситуацию, в которой ребенок в процессе организованной дискуссии обнаружит свое суждение. Только в этом случае задача найдет у него эмоциональный отклик, что обеспечит ее приятие. Учитель строит работу детей по добыванию нового знания, а не дает его в готовом виде. Полученную информацию дети могут зафиксировать в виде схем, рисунков, таблиц, т.е. графически.
Вы уже умеете определять время по часам со стрелками и знаете, что: 1ч = 60мин 1мин = 60с
– Теперь попробуйте узнать, сколько секунд содержится в 1 часе?
Учащиеся самостоятельно выполняют вычисления: 60 • 60 = 3600 (с)
– Объясните, как рассуждали. На доске: 1ч = 3600с
Один из приёмов создания проблемных ситуаций: введение в учебники персонажей, которые ведут между собой диалог, высказывая разные точки зрения. Вопрос «Кто прав?» становится отправной точкой дальнейшего поиска. В учебнике «К тайнам нашего языка» говорит один из персонажей – отстающий на год от нашего ученика Антон или изучающий русский язык мальчик- иностранец. Они что-то спрашивают или высказывают суждения, чаще всего 2

ошибочные, а нередко по своему разумению выполняют то или иное учебное действие. Ученик, работающий по учебнику, вступает с персонажем в диалог, пытаясь ответить на его вопрос, проверить его действия, исправить, объяснить. Отсутствие достаточных знаний создаёт необходимость их пополнения.
Во время закрепления изученного материала применяются различные приемы и методы.
На своих уроках я часто использую прием « графических ассоциаций». Они усиливают орфограмму, т.е. делают более ярким то место в слове, которое трудно запоминается и легко забывается.
- Орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного слова. На место «проблемной» буквы вставляется рисунок, ее напоминающий.
- Лучше запомнить орфограмму словарного слова помогает составление ребусов.
Очень любят дети задания с «ловушками». Это задания с недостающими или лишними данными или задания, выполненные кем- то с ошибками ( на страницах учебника, доске), которые специально провоцируют ребенка на собственные суждения, или задания, способ выполнения которых очевиден или давно ребенку знаком, но в новых изменившихся условиях оказывается очевидно нелепым и требует создания нового.
Хр_брец - храбрый
П__ ляны- пыль
П_ сатель- пишет
Т_ щить (сумки)- тощий
Интересны задания творческого характера. Среди них: создание текстов определённых жанров: записок, поздравлений, писем, этюдов, загадок, кулинарных рецептов, дневниковых записей, систематическое создание ситуаций для общения детей с персонажами учебника, друг с другом, в семье; организация партнёрства, делового сотрудничества детей при выполнении различных заданий.
Главное, к чему стремится учитель, это не механическое запоминание, а задания творческого и поискового характера. Это учит детей планировать, преодолевать трудности и самостоятельно учится.
Конечно, необходима и самостоятельная работа и контрольные задания, но нужно стремимся к тому, чтобы дети сами себя умели контролировать на каждом этапе – не потому, что учитель этого требует, а потому, что мне это надо самому. Во время проверки умений и навыков использую оценочные шкалы «Проверь и оцени работу», лестницы успеха и другие приемы.
Работая по учебному комплекту «Гармония» у учащихся постоянно формируется умение контролировать свои действия – как после их выполнения, так и по ходу (используются различные виды памяток, задания на исправление ошибок, ведётся системная работа по обучению самопроверке написанного и т.д.). Одним из примеров формирования самоконтроля, в данном случае орфографического, является последовательно реализуемый в учебнике приём письма с «окошками» – пропуск самим учеником во время письма сомнительной для него буквы. Использование этого приёма направляется социальным мотивом: «На родном языке… писать с ошибками стыдно! «Окошко» лучше ошибки!».
Итоговая рефлексия проходит в два этапа: учебная и рефлексия эмоционального состояния.
Рефлексия содержания учебного материала. Мы спрашиваем у детей, какая цель была поставлена на уроке. Дети должны ответить, что они делали для достижения этой цели и достигли ли ее. На этом этапе возможна постановка цели на следующий урок. В данном аспекте рефлексии можно ис¬пользовать
Прием незаконченного предложения.
Тема: В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович».
Мне (не) понравилась Рукодельница, так как она:
- трудолюбива,
- добра
- почтительна
- скромна
Мне (не) понравилась Ленивица, так как она:
- ленива
- зла
- неуважительна
- груба
- высокомерна
Рефлексия настроения и эмоционального состояния позволяет использовать приемы изображения трех лиц: веселого, грустного и нейтрального, лучики солнца, ассоциативное представление по цвету.
При таком регулярном построении урока у детей и формируются такие универсальные учебные действия, как
• внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности;
• овладение всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы;
• воспринимать и анализировать сообщения, владеть действием моделирования;
• Учитывать позицию собеседника, осуществлять и организовывать сотрудничество с учителем и сверстниками.
Реализация программы «Гармония» через использование системно-деятельностного подхода и проблемно – диалогического метода обучения создаёт необходимые условия для развития умений учеников самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем.
Образовательная система «Гармония» создаёт условия для формирования учебно-познавательной деятельности учащихся и их личностного развития; для социальной и социально-психологической ориентации в окружающей действительности. Эти задачи решаются посредством совместной и самостоятельной учебно-познавательной деятельности учеников по решению системы взаимосвязанных учебных задач и опоры на внутреннюю мотивацию.
Категория: Учителя | Добавил: Наталия | Теги: доклад
Просмотров: 3267 | Загрузок: 303 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Рейтинг сайтов
Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов

Поиск
Друзья сайта