Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
ГосУслуги
Электронный дневник Заявка в техподдержку
Категории раздела
Учителя [100]
Материалы для работы учителей-предметников
Администрация [25]
Материалы для работы администрации школы
Классные руководители [15]
Материалы для работы классных руководителей
Конкурсы [1]
Положения, приказы по конкурсам
Наш опрос
Как вы относитесь к введению ФГОС ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью?
Всего ответов: 83
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Учителя

НЕ с глаголами, 5 класс
[ Скачать с сервера (100.5 Kb) ] 06.11.2013, 21:58
Класс: 5
Тема: НЕ с глаголами.
Цели урока: знакомство слитным написанием частицы закрепление знаний о роли частицы не и ее раздельным написанием с глаголами.
Задачи: 1. Организовать деятельность учащихся по выявлению и усвоению способа определения слитного и раздельного написания НЕ с глаголами.
2. Содействовать развитию умения анализа способов действия, выделения главного, умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию.
3. Способствовать воспитанию любви и бережного отношения к природе, помочь осознать ценность совместной деятельности.
Оборудование, наглядность: мультимедийный комплекс, презентация, учебник русского языка под редакцией Т.А.Ладыженской, рабочие листы, бумажные цветы, орфографические словари, толковый словарь С.Ожегова.

Ход урока.

Организационный момент.
Мотивационное начало.
- Представьте, что вы оказались на лесной опушке. Уже повсюду царит весна! Солнышко растопило снег, и появились первые весенние цветы. Как же они называются?
- Подснежники.
- Почему они получили такое название?
- Они появляются из-под снега, на проталинках.
- Весна радует нас этими нежными цветами, но они растут в лесу, на полянах, а ведь так хочется, чтобы красота была рядом с нами, в классе. Как же быть?
Вырастить садовые или комнатные растения своими руками.
- Но ведь придётся очень долго ждать. Поработаем волшебными садовниками, будем творить чудеса: выполните задание – и появится в классе чудесный цветок. Давайте постараемся, поработаем так, чтобы на уроке появилась целая клумба цветов, чтобы они окружали нас повсюду, радовали каждого из вас.
Актуализация знаний.
-Если вы правильно ответите на мой вопрос, то на экране расцветёт цветок.
- Итак, начинаем.
- Что такое глагол?
- Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
- Каким постоянным морфологическим признаком обладает глагол?
- Спряжением.
- Как изменяется?
- Глаголы изменяются по временам: могут быть прошедшего, настоящего и будущего времени.
- На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени?
- Что делал? что сделал? что делала? что сделала? что делали? что сделали? и т.д.
- На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени?
- Что делает? что делают?
- На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени?
- Что сделает? что сделают? что будет делать? что будут делать?
- Как еще могут изменяться глаголы?
- По числам. Они могут быть единственного и множественного числа.
- Какие глаголы могут изменяться по родам?
- Глаголы прошедшего времени.
- А у каких глаголов нельзя определить род, число, время?
- У глаголов неопределенной формы.
- Вы верно ответили на все мои вопросы о глаголе, поэтому у нас в классе расцвела яркая клумба.

Целеполагание.
- Но на нашей клумбе появилась какая-то странная табличка.
(Дети читают на слайде правила)

• срывайте цветы!
• ломайте ветки деревьев!
• ловите бабочек и других насекомых!
• уничтожайте пауков, лягушек и жаб!
• разоряйте гнезда птиц!
• берите лесных животных домой!

- Ребята, а вы согласны с этими правилами, или, может быть, в них чего-то недостает?
- Здесь везде надо добавить не!
- Вы совершенно правы!

не срывайте цветы!
ломайте ветки деревьев!
ловите бабочек и других насекомых!
уничтожайте пауков, лягушек и жаб!
разоряйте гнезда птиц!
берите лесных животных домой!

-Какую орфограмму вы видите? (НЕ с глаголами.)
- Как напишите не с глаголами? (Раздельно.)
- Как вы относитесь к людям, которые нарушают эти правила?
- У меня тоже негативное отношения к людям, наносящим вред природе. Но ведь прирда может ответить на человеческие злодеяния.
На слайде появляется предложение: «(Не)сдобровать людям, уничтожающим природу: она ответит им тем же».
- Спишите это предложение, раскройте скобки.
- Как вы написали не с глаголом? (Раздельно.)
- Откройте орфографический словарь на с.93 .
- Какое было задание? Какое правило вы применили? Сработало ли старое правило?
- Если правило не сработало, то какие это слова? (Исключения.)
- Так над чем нам нужно сегодня поработать? Сформулируйте тему урока. (НЕ с глаголами.)
- Какие задачи мы должны сегодня решить? (Узнать глаголы-исключения, научиться различать слитное и раздельное написание глаголов.)
- Как вы думаете, почему с этим глаголом частица не пишется слитно?
Если дети не догадаются, подвести их к ответу:
- Уберите не, прочитайте оставшееся слово. Что оно обозначает?
- Где мы можем проверить наши предположения? (На с. 242 учебника.)
- Как вы думаете, много ли таких слов в русском языке?
- Обратитесь к лингвистической статье. Изучите её и выпишите глаголы, которые без НЕ не употребляются.
Слитное или раздельное написание частицы НЕ с глаголами.
Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.
Например: не учишь, не говорить, не будешь молчать, не играл бы.
Исключение: частица НЕ пишется слитно с глаголами, которые не употребляются без НЕ.
Например:
1. Потчевать велено, а неволить грех. (Пословица)
2. Кто кого обидит, тот того и ненавидит. (Пословица)
3. Плохо можется, коли нездоровится. (Пословица)
4. Видит око, да зуб неймёт. (Пословица)
5. Кого ни послушаешь, все на что-то негодуют, жалуются. (М.Салтыков-Щедрин)
6. Невзлюбил он своего земляка смолоду за удачливость (В.Попов)
7. Сестры в госпитале часто менялись. Главврач недолюбливал женский персонал. ( А.Лебеденко)
8. Отец… стал сильно недомогать. (М.Салтыков-Щедрин)
9. Она сама втайне недоумевала и дивилась, каким образом она попала сюда. (А.Тургенев.)
10. Буря положительно неистовствовала весь день; по улицам снег, сдуваемый с крыш, так и носило столбом. (Николай II)
- Какие слова вы выписали?
- Все ли слова вам понятны? Где мы можем посмотреть лексическое значение слов? (В толковом словаре.)
Толковый словарь.
Недоумевать — это значит сомневаться, удивляться.
Негодовать — это значит выражать неудовольствие.
Неистовствовать — это значит злиться, беситься.
Неволить — это значит заставлять, не считаясь с жела¬нием другого.
Неймёт – не схватывает, не берёт.
Недомогать – чувствовать себя плохо, болеть.

- Какой волшебный цветок поможет нам исполнить любое желание? (Цветик-семицветик.)
-Добавим его в нашу клумбу.
Физминутка «Цветик-семицветик» (Автор Масько Л.В.)
Первичное закрепление.
- Чтобы выращивать цветы, строить дома или получать в школе хорошие отметки, нужно приложить много усилий. Приложите усилия при выполнении следующего задания:
(не)бояться, (не)грустить, (не)годовать, (не)любить, (не)взлюбить, (не)теряться, (не)здороваться, ( не)годиться, (не)понимать, (не)доумевать, (не)поздороваться, (не)сочувствовать, (не)знать.
- Что можно сделать с этими глаголами?
Записать в два столбика, раскрывая скобки.
- Проверьте по образцу, поставьте себе оценку за задание.
- Вы хорошо потрудились, а какие пословицы о труде, в которых есть частица не перед глаголом, вы знаете?
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- Под лежачий камень вода не течет.
- Как вы это понимаете?
- Если ничего не будешь делать, то ничего у тебя не будет, не будешь учиться, значит, не будет знаний, не будешь помогать людям, заботиться, значит, у тебя не будет друзей.
Работа в группах.
- Я вам тоже приготовила пословицы, но чтобы их прочесть, нам необходимо поработать реставраторами. Что делают реставраторы? (Реставрируют, восстанавливают предметы искусства.)
- Слова какой части речи мы должны восстановить? (Глаголы)
- Работая в группах, восстановите пословицы.
Не стыдно (не) ……, стыдно (не) …….
Кто (не) …….спрашивать, узнает многое.
(Не)……. «гоп», пока (не) ……...

Не стыдно (не) знать, стыдно (не) учиться.
Кто (не) стыдится спрашивать, узнает многое.
(Не) говори «гоп», пока (не) перепрыгнешь.

- О чём первая и вторая пословицы? Как вы их понимаете?
- Если человек что-то хочет узнать или чего-то не зна¬ет, это не стыдно, главное, чтобы было желание учить¬ся, узнавать.
- А если он не стремится узнать, то таким и оста¬нется, то есть будет мало знать и понимать.
- А пословицу «Не говори «гоп», пока (не) перепрыгнешь» используют, когда человек что-то делает и хвалится: «Я лучше всех сделаю то-то...», а потом получается, что он не справился с заданием.
- С красной строки, через запятую, выпишите глаголы с частицей не. Помните, как она пишется.
- Какие глаголы вы выписали? Как написали частицу не?
- Ребята, если бы у вас был букет цветов, кому бы вы его подарили?
- А можно ли подарить цветы другу? По какому поводу? А просто так?
Творческая работа (устно).
- Попробуйте составить портрет идеального друга, указав, что он не должен делать.
А вот поэт XX века, Сергей Владимирович Михалков, рисует портрет друга, о котором все вы меч¬таете. Послушайте.
ТВОЙ ДРУГ
Он честен и бесстрашен Он гнезд не разоряет,
На суше и в воде, Не курит и не врет,
Товарища и друга Не виснет на подножках,
Не бросит он в беде. Чужого не берет.
При повторном чтении выпишите глаголы с частицей не.
-Проверяем, откройте учебник на с. 242.
- Время нашего урока неуклонно движется к завершению, с каким багажом знаний вы сегодня уйдёте? Давайте это проверим, выполнив тест.
Контроль усвоения темы.
1. Выберите верное утверждение.
А) Все глаголы с частицей НЕ пишутся раздельно.
К) Все глаголы с частицей НЕ пишутся слитно.
З) Глаголы с частицей НЕ пишутся раздельно, кроме тех, которые не употребляются
без НЕ.
2. Этот глагол пишется с частицей НЕ слитно:
Ж) (не)бояться
Н) (не)волить
У) (не)говорить
3. Этот глагол пишется с частицей НЕ раздельно:
А) (не)забывайся
С) (не) взлюбить
Л) (не)годовать
4. В этой строчке все глаголы пишутся слитно:
Ю) (не)долюбливать, (не)навидеть). (не)сдобровать.
Д) (не)годовать, (не)спешить, (не)замыкаться
Т) (не)подсматривать, (не)ймётся, (не)гадал.
- Какое слово у вас получилось? (ЗНАЮ.)

Итог урока. Рефлексия.
-Какие задачи мы с вами ставили?
- Все ли удалось их решить?
- Сегодня мы выполнили всё, хорошо потрудились и теперь вас окружает множество прекрасных цветов на экране, но мне хочется, чтобы и на доске расцвела такая же яркая клумба.
- Оцените свою работу на уроке: если вы поняли тему, сможете объяснить её другому, правильно выполнили все задания, активно работали на уроке, возьмите красный цветок.
Если вы тему поняли, но не все задания смогли выполнить правильно, работали не очень активно, возьмите жёлтый цветок.
Если же вы ещё не можете сделать выбор между слитным и раздельным написанием, работали на уроке мало, допускали ошибки, возьмите зелёный цветок.
- По окончании урока прикрепите выбранный цветок на доску.
Домашнее задание.
- Дома вы продолжите работу с частицей не. Задание каждый из вас получит на карточке.
- Выберите свой уровень и выполните предложенное задание. Вы можете выбрать задание сложнее, если считаете, что с ним справитесь.
• 1 уровень. Выпишите глаголы, распределяя их по группам ( слитно с не и раздельно). Обозначьте орфограмму.
• (Не)взлюбить,(не)хватать,(не)доумевать, (не)солить,(не)ходить,(не) посмотрел,(не) поймал,(не)был,(не)домогать,(не) догнал, (не)играть,(не) спать,(не) выполнить.
• 2 уровень. Придумайте словосочетания с глаголами, которые пишутся с не слитно.
• 3 уровень. Вспомните и запишите пословицы, в которых употребляются глаголы с частицей не.
- А еще я хочу дать вам один совет:
Не выучил – не делай, не знаешь – не спеши.
С глаголами отдельно частицу не пиши.
И запомни непременно
все глаголы-исключенья.
- Повторите хором.
- Ведь не стыдно не знать, стыдно не учиться. Спасибо за работу.

Слитное или раздельное написание частицы НЕ с глаголами.
Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.
Например: не учишь, не говорить, не будешь молчать, не играл бы.
Исключение: частица НЕ пишется слитно с глаголами, которые не употребляются без НЕ.
Например:
1.Потчевать велено, а неволить грех. (Пословица)
2.Кто кого обидит, тот того и ненавидит. (Пословица)
3.Плохо можется, коли нездоровится. (Пословица)
4.Видит око, да зуб неймёт. (Пословица)
5.Кого ни послушаешь, все на что-то негодуют, жалуются. (М.Салтыков-Щедрин)
6.Невзлюбил он своего земляка смолоду за удачливость (В.Попов)
7.Сестры в госпитале часто менялись. Главврач недолюбливал женский персонал. ( А.Лебеденко)
8.Отец… стал сильно недомогать. (М.Салтыков-Щедрин)
9.Она сама втайне недоумевала и дивилась, каким образом она попала сюда. (А.Тургенев.)
10.Буря положительно неистовствовала весь день; по улицам снег, сдуваемый с крыш, так и носило столбом. (Николай II)

Пословицы
Не стыдно (не) ……, стыдно (не) …….
Кто (не) …….спрашивать, узнает многое.
(Не)……. «гоп», пока (не) ……...

Тест
1.Выберите верное утверждение.
А) Все глаголы с частицей НЕ пишутся раздельно.
К) Все глаголы с частицей НЕ пишутся слитно.
З) Глаголы с частицей НЕ пишутся раздельно, кроме тех, которые не употребляются
без НЕ.
2.Этот глагол пишется с частицей НЕ слитно:
Ж) (не)бояться
Н) (не)волить
У) (не)говорить
3. Этот глагол пишется с частицей НЕ раздельно:
А) (не)забывайся
С) (не) взлюбить
Л) (не)годовать
4. В этой строчке все глаголы пишутся слитно:
Ю) (не)долюбливать, (не)навидеть). (не)сдобровать.
Д) (не)годовать, (не)спешить, (не)замыкаться
Т) (не)подсматривать, (не)ймётся, (не)гадал.

• 1 уровень .Выпишите глаголы, распределяя их по группам( слитно с не и раздельно). Обозначьте орфограмму.
• (Не)взлюбить,(не)хватать,(не)доумевать, (не)солить,(не)ходить,(не) посмотрел,(не) поймал,(не)был,(не)домогать,(не) догнал, (не)играть,(не) спать,(не) выполнить.
• 2 уровень .Придумайте словосочетания с глаголами, которые пишутся с не слитно.
• 3 уровень. Вспомните и запишите пословицы, в которых употребляются глаголы с частицей не.

• 1 уровень .Выпишите глаголы, распределяя их по группам( слитно с не и раздельно). Обозначьте орфограмму.
• (Не)взлюбить,(не)хватать,(не)доумевать, (не)солить,(не)ходить,(не) посмотрел,(не) поймал,(не)был,(не)домогать,(не) догнал, (не)играть,(не) спать,(не) выполнить.
• 2 уровень .Придумайте словосочетания с глаголами, которые пишутся с не слитно.
• 3 уровень. Вспомните и запишите пословицы, в которых употребляются глаголы с частицей не.

• 1 уровень .Выпишите глаголы, распределяя их по группам( слитно с не и раздельно). Обозначьте орфограмму.
• (Не)взлюбить,(не)хватать,(не)доумевать, (не)солить,(не)ходить,(не) посмотрел,(не) поймал,(не)был,(не)домогать,(не) догнал, (не)играть,(не) спать,(не) выполнить.
• 2 уровень .Придумайте словосочетания с глаголами, которые пишутся с не слитно.
• 3 уровень. Вспомните и запишите пословицы, в которых употребляются глаголы с частицей не.

• 1 уровень .Выпишите глаголы, распределяя их по группам( слитно с не и раздельно). Обозначьте орфограмму.
• (Не)взлюбить,(не)хватать,(не)доумевать, (не)солить,(не)ходить,(не) посмотрел,(не) поймал,(не)был,(не)домогать,(не) догнал, (не)играть,(не) спать,(не) выполнить.
• 2 уровень .Придумайте словосочетания с глаголами, которые пишутся с не слитно.
• 3 уровень. Вспомните и запишите пословицы, в которых употребляются глаголы с частицей не.
Категория: Учителя | Добавил: Светлана56
Просмотров: 2765 | Загрузок: 283 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Рейтинг сайтов
Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов

Поиск
Друзья сайта