Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
ГосУслуги
Электронный дневник Заявка в техподдержку
Категории раздела
Учителя [100]
Материалы для работы учителей-предметников
Администрация [25]
Материалы для работы администрации школы
Классные руководители [15]
Материалы для работы классных руководителей
Конкурсы [1]
Положения, приказы по конкурсам
Наш опрос
Как вы относитесь к введению ФГОС ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью?
Всего ответов: 81
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Учителя

CПП с придаточным условия
[ Скачать с сервера (469.1 Kb) ] 12.11.2013, 19:54
Класс:9
Тема: Сложноподчинённые предложения с придаточным условия.
Цель: познакомить учащихся с особенностями структуры сложноподчинённых предложений с придаточными условными.
Задачи: 1. Научить учащихся находить СПП с придаточными условными в тексте, формировать умение отличать СПП с придаточными условными от СПП с придаточными, внешне сходными с ними; использовать СПП с придаточными условными в речи, подготовить к сдаче ГИА.
2.Развивать способности обучающихся по анализу и сопоставлению языковых явлений; организовать применение обучающимися знаний и опыта деятельности с целью формирования у них нового опыта познавательной деятельности.
3.Формировать культуру речевого поведения в процессе учебного диалога; прививать интерес к изучению русского языка через повышение мотивации к работе с учебным материалом, воспитывать живой интерес к языковым явлениям.
Оборудование, наглядность: мультимедийный комплекс, презентация, отрывок из фильма «Кавказская пленница» (режиссёр Л.Гайдай), запись песни «Если б не было школ» (музыка В.Шаинского, слова Ю.Энтина), рабочие листы.
Ход урока.
Оргмомент.
Мотивация урока.
- Любите ли вы мечтать, как люблю это я? Сегодня на уроке я предлагаю вам побыть мечтателями. Почему именно ими, вы узнаете чуть позже.
- А сейчас я хотела бы поделиться с вами своей мечтой: я мечтаю, чтобы все вы сдали экзамены только на «4» и «5». Как воплотить эту, надеюсь, и вашу мечту в жизнь?
- Не будем терять времени, приступаем к осуществлению нашей мечты.
- На какие два столбика можно разделить эти слова? (На проверяемые и чередующиеся гласные в корне слова.)
Полагаются, горнист, касание, гореть, избирательный, помирить, помирать, наслаждаться, пловец, скакать, ворота, роса, росток, промокательный, читать, сочетать.

Проверьте по ключу:
Проверяемые гласные в корне слова
горнист
помирить
наслаждаться
ворота
роса
читать
Чередующиеся гласные в корне слова полагаются
касание
гореть
избирательный
росток
промокательный
сочетать

- Поднимите руки, кто справился с заданием.
- Что можно порекомендовать тем, кто допустил ошибки?
- К следующему уроку повторите корни с чередующимися гласными.
- Где поможет нам умение отличать безударные проверяемые гласные в корне слова от чередующихся? (При выполнении задания А 5 ГИА.)
Выполним задание А 5:
Укажите слово с чередующейся гласной корня.
1. 1)смиренный 3)отмирающий
2)читальный 4)узорный
2. 1)примерять 3)горевать
2)зоревать 4)прочитать
3.1)наклонить 3)смириться
2)клонировать 4)покосившаяся
Ключ: 3,2,1
Целеполагание.
- Первый шаг к осуществлению нашей мечты мы уже сделали.
- Мечты бывают разные: высокие и приземлённые. А вот о чём мечтает герой фильма «Кавказская пленница». Посмотрите отрывок (песня «Если б я был султан» ) подумайте, над какими придаточными нам предстоит работать и сформулируйте тему урока.
( Сложноподчинённые предложения с придаточным условия.)
-Какие задачи предстоит решить?
- Чтобы достичь цели, на какие вопросы мы должны ответить?( На какие вопросы отвечают придаточные условия? К чему относятся? Где находятся по отношению к главному? Чем присоединяются к главному?)
Формирование новых знаний.
- Обратимся к высказываниям о мечте известных людей. Работая над афоризмами, найдите ответы на поставленные вопросы.

Исследование предложений. Работа в парах.
1.Если ты можешь мечтать, то можешь воплотить свои мечты в жизнь. – Уолт Дисней
2.Когда ты желаешь чего-нибудь очень сильно, вся Вселенная помогает тебе достигнуть этого. – Пауло Коэльо
3.Коли вы хотите иметь то, что никогда не имели, – начните делать то, что никогда не делали. – Ричард Бах
4. Будь готова попасть под дождь, раз мечтаешь о радуге,– Долли Партон

Выводы учащихся.
Отвечают на вопросы: при каком условии?
Используются союзы: если (если… то), если бы, как скоро, раз, коли, ежели, когда (= если).
Место по отношению к главному предложению: любое.
Придаточное относится ко всему главному.

- Где можете проверить ваши предположения? (В учебнике на с. 106 и с. 63)
- Что ещё можно добавить к сказанному вами?
- Перечислите друг другу союзы CПП с придаточным условным.

Закрепление.
Прочитайте текст, определите тему и идею, выпишите только СПП с придаточным условия, составьте схемы этих предложений. (1 учащийся на доске выписывает номера СПП с придаточным условным и составляет схемы.)
О мечте.
1.Мечта обладает и большой силой, и большой слабостью. 2.Если заберёте у человека мечту, жизнь окажется бессмысленной. 3.Мечта, как маяк, освещает весь путь нашей жизни. 4.Однако, коли быть объективным, мечта может оказаться и самым большим самообманом. 5..Попробуем в этом разобраться. 6.Типичная ситуация: человек молод, здоров, красив. 7.«Молод, здоров, красив» - никак им не оценивается. 8.Это дано от природы и воспринимается как нечто естественное, как что-то, что должно быть всегда. 9.То, что мы имеем, обычно мы не ценим, но зато хорошо чувствуем, чего у нас нет. 10.Нет денег, нет положения, нет образования и т.п. 11.А раз чего-то нет, значит, нет полноты жизни, нет основы для счастья, нет повода для радости. 12.Тогда появляется мечта. 13.Она предполагает, что все недостающее появится, а значит, появится и само счастье. 14.Счастлив тот, у кого есть мечта. 15.Если мечта сбылась, исчезает томительнее, но сладкое, ожидание, исчезает сказка.
17.Мечтайте, призываю я вас. 18.Мечта есть самое приятное, самое верное, самое интересное общество: оно делает течение времени незаметным.
Идея текста: мечтать нужно, иначе жизнь становится бессмысленной.
Проверка.
Проблемный вопрос.
-Какое из этих предложений с придаточным условным?
Устная работа.
 Когда все виноваты, тогда никто не виноват. (Придаточное условное).
 Когда солнце поднимается над лесом, я невольно радуюсь. (Придаточное времени).
 Человек не может жить, когда не надеется на лучшее. (Придаточное условное).
 Петька очень не любил, когда ему повторяли уже сказанное. (Придаточное изъяснительное).
 В июле мы поедем в Сочи, когда сможем достать путёвки. (Придаточное условное).
 Цветение чайной розы совпадает с самыми короткими ночами, когда соловьиные трели раздаются повсюду. (Придаточное определительное).
- Наверняка каждый из вас хотя бы раз мечтал о том, чтобы не было школы, не нужно было бы учить уроки. Если представить, что школы исчезли, что может тогда произойти? Послушаем версию авторов песни «Если б не было школ».

Конструирование предложений.
- Предложите свои версии, что могло бы случиться, исчезни все школы. Постарайтесь использовать в своих предложениях с придаточными условия союзы, которые сегодня звучали редко.

- Знание союзов CCП с придаточными условными пригодится вам при выполнении задания В 7 ГИА.

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
1. Одни люди относятся к неисправимым мечтателям, (1) а другие считают, (2) что совершенно не умеют мечтать. Всем им помогут афоризмы и цитаты о мечте, (3) оставленные в дар человечеству великими и известными людьми, (4) многого достигшими в своей жизни. (2)

2. Не жалуйся, (1)что твои мечты не сбылись. Ты мечтай, (2) а когда-нибудь всё обязательно сбудется, (3) если человек никогда не мечтал, то он заслуживает жалости. (1,3)

3. Раз человек уверенно движется по направлению к своей мечте и стремится жить такой жизнью, (1) какую он себе вообразил, (2) то успех придет к нему в самый обычный час и совсем неожиданно. (1,2)
Самопроверка по ключу.

Итог. Рефлексия.
- Мечтатель-это хороший человек? При каком условии? (Если мечты направлены на созидание, а не на разрушение.)
- Какому мечтателю не следует уподобляться? Почему? (Манилову: ни одна его мечта не претворилась в жизнь, его мечты пусты.)
- Вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока.
- Мы эти задачи решили?
- На какие вопросы нашли ответы?
- Что для вас на уроке было легко?
-В чём вы затруднялись?
- Оцените свою работу на уроке на лестнице успеха, насколько вы приблизились к осуществлению нашей мечты.

Домашнее задание.
http://ege.yandex.ru/russian-gia/- вариант 3.
Упражнение 170 или 171 (на выбор), повторить корни с чередующимися гласными.

Рабочий лист

Наблюдения над предложениями.

1.Если ты можешь мечтать, то можешь воплотить свои мечты в жизнь. – Уолт Дисней
2.Когда ты желаешь чего-нибудь очень сильно, вся Вселенная помогает тебе достигнуть этого. – Пауло Коэльо
3.Коли вы хотите иметь то, что никогда не имели, – начните делать то, что никогда не делали. – Ричард Бах
4. Будь готова попасть под дождь, раз мечтаешь о радуге,– Долли Партон

О мечте.
О мечте.
1.Мечта обладает и большой силой, и большой слабостью. 2.Если заберёте у человека мечту, жизнь окажется бессмысленной. 3.Мечта, как маяк, освещает весь путь нашей жизни. 4.Однако, коли быть объективным, мечта может оказаться и самым большим самообманом. 5..Попробуем в этом разобраться. 6.Типичная ситуация: человек молод, здоров, красив. 7.«Молод, здоров, красив» - никак им не оценивается. 8.Это дано от природы и воспринимается как нечто естественное, как что-то, что должно быть всегда. 9.То, что мы имеем, обычно мы не ценим, но зато хорошо чувствуем, чего у нас нет. 10.Нет денег, нет положения, нет образования и т.п. 11.А раз чего-то нет, значит, нет полноты жизни, нет основы для счастья, нет повода для радости. 12.Тогда появляется мечта. 13.Она предполагает, что все недостающее появится, а значит, появится и само счастье. 14.Счастлив тот, у кого есть мечта. 15.Если мечта сбылась, исчезает томительнее, но сладкое, ожидание, исчезает сказка.
17.Мечтайте, призываю я вас. 18.Мечта есть самое приятное, самое верное, самое интересное общество: оно делает течение времени незаметным.

Задание В 7 . В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

1. Одни люди относятся к неисправимым мечтателям, (1) а другие считают, (2) что совершенно не умеют мечтать. Всем им помогут афоризмы и цитаты о мечте, (3) оставленные в дар человечеству великими и известными людьми, (4) многого достигшими в своей жизни.

2. Не жалуйся, (1)что твои мечты не сбылись. Ты мечтай, (2) а когда-нибудь всё обязательно сбудется, (3) если человек никогда не мечтал, то он заслуживает жалости.

3. Раз человек уверенно движется по направлению к своей мечте и стремится жить такой жизнью, (1) какую он себе вообразил, (2) то успех придет к нему в самый обычный час и совсем неожиданно.

Домашнее задание.
http://ege.yandex.ru/russian-gia/- вариант 3.
Упр. 170 или 171, повторить корни с чередующимися гласными.
Категория: Учителя | Добавил: Светлана56 | Теги: русский язык
Просмотров: 2448 | Загрузок: 146 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.7/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Рейтинг сайтов
Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов

Поиск
Друзья сайта