Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
ГосУслуги
Электронный дневник Заявка в техподдержку
Категории раздела
Учителя [100]
Материалы для работы учителей-предметников
Администрация [25]
Материалы для работы администрации школы
Классные руководители [15]
Материалы для работы классных руководителей
Конкурсы [1]
Положения, приказы по конкурсам
Наш опрос
Как вы относитесь к введению ФГОС ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью?
Всего ответов: 96
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Учителя

CПП с придаточным условия
[ Скачать с сервера (469.1 Kb) ] 12.11.2013, 19:54
Класс:9
Тема: Сложноподчинённые предложения с придаточным условия.
Цель: познакомить учащихся с особенностями структуры сложноподчинённых предложений с придаточными условными.
Задачи: 1. Научить учащихся находить СПП с придаточными условными в тексте, формировать умение отличать СПП с придаточными условными от СПП с придаточными, внешне сходными с ними; использовать СПП с придаточными условными в речи, подготовить к сдаче ГИА.
2.Развивать способности обучающихся по анализу и сопоставлению языковых явлений; организовать применение обучающимися знаний и опыта деятельности с целью формирования у них нового опыта познавательной деятельности.
3.Формировать культуру речевого поведения в процессе учебного диалога; прививать интерес к изучению русского языка через повышение мотивации к работе с учебным материалом, воспитывать живой интерес к языковым явлениям.
Оборудование, наглядность: мультимедийный комплекс, презентация, отрывок из фильма «Кавказская пленница» (режиссёр Л.Гайдай), запись песни «Если б не было школ» (музыка В.Шаинского, слова Ю.Энтина), рабочие листы.
Ход урока.
Оргмомент.
Мотивация урока.
- Любите ли вы мечтать, как люблю это я? Сегодня на уроке я предлагаю вам побыть мечтателями. Почему именно ими, вы узнаете чуть позже.
- А сейчас я хотела бы поделиться с вами своей мечтой: я мечтаю, чтобы все вы сдали экзамены только на «4» и «5». Как воплотить эту, надеюсь, и вашу мечту в жизнь?
- Не будем терять времени, приступаем к осуществлению нашей мечты.
- На какие два столбика можно разделить эти слова? (На проверяемые и чередующиеся гласные в корне слова.)
Полагаются, горнист, касание, гореть, избирательный, помирить, помирать, наслаждаться, пловец, скакать, ворота, роса, росток, промокательный, читать, сочетать.

Проверьте по ключу:
Проверяемые гласные в корне слова
горнист
помирить
наслаждаться
ворота
роса
читать
Чередующиеся гласные в корне слова полагаются
касание
гореть
избирательный
росток
промокательный
сочетать

- Поднимите руки, кто справился с заданием.
- Что можно порекомендовать тем, кто допустил ошибки?
- К следующему уроку повторите корни с чередующимися гласными.
- Где поможет нам умение отличать безударные проверяемые гласные в корне слова от чередующихся? (При выполнении задания А 5 ГИА.)
Выполним задание А 5:
Укажите слово с чередующейся гласной корня.
1. 1)смиренный 3)отмирающий
2)читальный 4)узорный
2. 1)примерять 3)горевать
2)зоревать 4)прочитать
3.1)наклонить 3)смириться
2)клонировать 4)покосившаяся
Ключ: 3,2,1
Целеполагание.
- Первый шаг к осуществлению нашей мечты мы уже сделали.
- Мечты бывают разные: высокие и приземлённые. А вот о чём мечтает герой фильма «Кавказская пленница». Посмотрите отрывок (песня «Если б я был султан» ) подумайте, над какими придаточными нам предстоит работать и сформулируйте тему урока.
( Сложноподчинённые предложения с придаточным условия.)
-Какие задачи предстоит решить?
- Чтобы достичь цели, на какие вопросы мы должны ответить?( На какие вопросы отвечают придаточные условия? К чему относятся? Где находятся по отношению к главному? Чем присоединяются к главному?)
Формирование новых знаний.
- Обратимся к высказываниям о мечте известных людей. Работая над афоризмами, найдите ответы на поставленные вопросы.

Исследование предложений. Работа в парах.
1.Если ты можешь мечтать, то можешь воплотить свои мечты в жизнь. – Уолт Дисней
2.Когда ты желаешь чего-нибудь очень сильно, вся Вселенная помогает тебе достигнуть этого. – Пауло Коэльо
3.Коли вы хотите иметь то, что никогда не имели, – начните делать то, что никогда не делали. – Ричард Бах
4. Будь готова попасть под дождь, раз мечтаешь о радуге,– Долли Партон

Выводы учащихся.
Отвечают на вопросы: при каком условии?
Используются союзы: если (если… то), если бы, как скоро, раз, коли, ежели, когда (= если).
Место по отношению к главному предложению: любое.
Придаточное относится ко всему главному.

- Где можете проверить ваши предположения? (В учебнике на с. 106 и с. 63)
- Что ещё можно добавить к сказанному вами?
- Перечислите друг другу союзы CПП с придаточным условным.

Закрепление.
Прочитайте текст, определите тему и идею, выпишите только СПП с придаточным условия, составьте схемы этих предложений. (1 учащийся на доске выписывает номера СПП с придаточным условным и составляет схемы.)
О мечте.
1.Мечта обладает и большой силой, и большой слабостью. 2.Если заберёте у человека мечту, жизнь окажется бессмысленной. 3.Мечта, как маяк, освещает весь путь нашей жизни. 4.Однако, коли быть объективным, мечта может оказаться и самым большим самообманом. 5..Попробуем в этом разобраться. 6.Типичная ситуация: человек молод, здоров, красив. 7.«Молод, здоров, красив» - никак им не оценивается. 8.Это дано от природы и воспринимается как нечто естественное, как что-то, что должно быть всегда. 9.То, что мы имеем, обычно мы не ценим, но зато хорошо чувствуем, чего у нас нет. 10.Нет денег, нет положения, нет образования и т.п. 11.А раз чего-то нет, значит, нет полноты жизни, нет основы для счастья, нет повода для радости. 12.Тогда появляется мечта. 13.Она предполагает, что все недостающее появится, а значит, появится и само счастье. 14.Счастлив тот, у кого есть мечта. 15.Если мечта сбылась, исчезает томительнее, но сладкое, ожидание, исчезает сказка.
17.Мечтайте, призываю я вас. 18.Мечта есть самое приятное, самое верное, самое интересное общество: оно делает течение времени незаметным.
Идея текста: мечтать нужно, иначе жизнь становится бессмысленной.
Проверка.
Проблемный вопрос.
-Какое из этих предложений с придаточным условным?
Устная работа.
 Когда все виноваты, тогда никто не виноват. (Придаточное условное).
 Когда солнце поднимается над лесом, я невольно радуюсь. (Придаточное времени).
 Человек не может жить, когда не надеется на лучшее. (Придаточное условное).
 Петька очень не любил, когда ему повторяли уже сказанное. (Придаточное изъяснительное).
 В июле мы поедем в Сочи, когда сможем достать путёвки. (Придаточное условное).
 Цветение чайной розы совпадает с самыми короткими ночами, когда соловьиные трели раздаются повсюду. (Придаточное определительное).
- Наверняка каждый из вас хотя бы раз мечтал о том, чтобы не было школы, не нужно было бы учить уроки. Если представить, что школы исчезли, что может тогда произойти? Послушаем версию авторов песни «Если б не было школ».

Конструирование предложений.
- Предложите свои версии, что могло бы случиться, исчезни все школы. Постарайтесь использовать в своих предложениях с придаточными условия союзы, которые сегодня звучали редко.

- Знание союзов CCП с придаточными условными пригодится вам при выполнении задания В 7 ГИА.

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
1. Одни люди относятся к неисправимым мечтателям, (1) а другие считают, (2) что совершенно не умеют мечтать. Всем им помогут афоризмы и цитаты о мечте, (3) оставленные в дар человечеству великими и известными людьми, (4) многого достигшими в своей жизни. (2)

2. Не жалуйся, (1)что твои мечты не сбылись. Ты мечтай, (2) а когда-нибудь всё обязательно сбудется, (3) если человек никогда не мечтал, то он заслуживает жалости. (1,3)

3. Раз человек уверенно движется по направлению к своей мечте и стремится жить такой жизнью, (1) какую он себе вообразил, (2) то успех придет к нему в самый обычный час и совсем неожиданно. (1,2)
Самопроверка по ключу.

Итог. Рефлексия.
- Мечтатель-это хороший человек? При каком условии? (Если мечты направлены на созидание, а не на разрушение.)
- Какому мечтателю не следует уподобляться? Почему? (Манилову: ни одна его мечта не претворилась в жизнь, его мечты пусты.)
- Вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока.
- Мы эти задачи решили?
- На какие вопросы нашли ответы?
- Что для вас на уроке было легко?
-В чём вы затруднялись?
- Оцените свою работу на уроке на лестнице успеха, насколько вы приблизились к осуществлению нашей мечты.

Домашнее задание.
http://ege.yandex.ru/russian-gia/- вариант 3.
Упражнение 170 или 171 (на выбор), повторить корни с чередующимися гласными.

Рабочий лист

Наблюдения над предложениями.

1.Если ты можешь мечтать, то можешь воплотить свои мечты в жизнь. – Уолт Дисней
2.Когда ты желаешь чего-нибудь очень сильно, вся Вселенная помогает тебе достигнуть этого. – Пауло Коэльо
3.Коли вы хотите иметь то, что никогда не имели, – начните делать то, что никогда не делали. – Ричард Бах
4. Будь готова попасть под дождь, раз мечтаешь о радуге,– Долли Партон

О мечте.
О мечте.
1.Мечта обладает и большой силой, и большой слабостью. 2.Если заберёте у человека мечту, жизнь окажется бессмысленной. 3.Мечта, как маяк, освещает весь путь нашей жизни. 4.Однако, коли быть объективным, мечта может оказаться и самым большим самообманом. 5..Попробуем в этом разобраться. 6.Типичная ситуация: человек молод, здоров, красив. 7.«Молод, здоров, красив» - никак им не оценивается. 8.Это дано от природы и воспринимается как нечто естественное, как что-то, что должно быть всегда. 9.То, что мы имеем, обычно мы не ценим, но зато хорошо чувствуем, чего у нас нет. 10.Нет денег, нет положения, нет образования и т.п. 11.А раз чего-то нет, значит, нет полноты жизни, нет основы для счастья, нет повода для радости. 12.Тогда появляется мечта. 13.Она предполагает, что все недостающее появится, а значит, появится и само счастье. 14.Счастлив тот, у кого есть мечта. 15.Если мечта сбылась, исчезает томительнее, но сладкое, ожидание, исчезает сказка.
17.Мечтайте, призываю я вас. 18.Мечта есть самое приятное, самое верное, самое интересное общество: оно делает течение времени незаметным.

Задание В 7 . В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

1. Одни люди относятся к неисправимым мечтателям, (1) а другие считают, (2) что совершенно не умеют мечтать. Всем им помогут афоризмы и цитаты о мечте, (3) оставленные в дар человечеству великими и известными людьми, (4) многого достигшими в своей жизни.

2. Не жалуйся, (1)что твои мечты не сбылись. Ты мечтай, (2) а когда-нибудь всё обязательно сбудется, (3) если человек никогда не мечтал, то он заслуживает жалости.

3. Раз человек уверенно движется по направлению к своей мечте и стремится жить такой жизнью, (1) какую он себе вообразил, (2) то успех придет к нему в самый обычный час и совсем неожиданно.

Домашнее задание.
http://ege.yandex.ru/russian-gia/- вариант 3.
Упр. 170 или 171, повторить корни с чередующимися гласными.
Категория: Учителя | Добавил: Светлана56 | Теги: русский язык
Просмотров: 2732 | Загрузок: 152 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.7/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Рейтинг сайтов
Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов
Школьное питание
Школьное питание
Семейная линия
Поиск
Друзья сайта
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?