Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
ГосУслуги
Электронный дневник Заявка в техподдержку
Категории раздела
Учителя [100]
Материалы для работы учителей-предметников
Администрация [25]
Материалы для работы администрации школы
Классные руководители [15]
Материалы для работы классных руководителей
Конкурсы [1]
Положения, приказы по конкурсам
Наш опрос
Как вы относитесь к введению ФГОС ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью?
Всего ответов: 81
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Учителя

Урок литературы "Песни и стихи о войне"
[ · Скачать удаленно () ] 20.11.2014, 18:02
Класс:8
Тема: Песни и стихи о войне.
Цель: познакомить со значением песен и поэзии в годы Великой Отечественной войны.
Задачи: 1.Продолжить формирование умений школьников анализировать и интерпретировать художественный текст.
2.Способствовать развитию литературных способностей учащихся:
- эмоциональной чуткости к слову;
- образной конкретизации и образному обобщению словесных образов.
3.Воспитание уважительного отношения к историческому прошлому своей страны, чувства патриотизма.
Оборудование, наглядность: мультимедийное оборудование, презентация, листы бумаги, цветные карандаши (краски), лист с напечатанным словом «ВОЙНА», хроника 40-х годов.
Ход урока.
Оргмомент.
Интрига.
- Какой сегодня прекрасный солнечный денёк. Если бы сегодняшний день был воскресеньем, чем бы вы предпочли заняться?
Играет танго «Брызги шампанского», на экране кадры довоенной хроники.
- В воскресенье, 22 июня 1941 года ваши ровесники, их родители и родственники планировали, как проведут свой выходной: кто-то спешил в кинотеатр, кто-то на пикник к берегу реки, но этим планам помешала война.
Чтение стихотворения «Сороковые» ( фоном звучит мелодия М.Таривердиева «До свидания, мальчики.) Слайд .
Сороковые
Сороковые, роковые, военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные и перестуки эшелонные.
Гудят накатанные рельсы. Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы кочуют с запада к востоку…
А это я на полустанке в своей замурзанной ушанке,
Где звёздочка не уставная, а вырезанная из банки.
Да, это я на белом свете, худой, весёлый и задорный.
И у меня табак в кисете, и у меня мундштук наборный.
И я с девчонкой балагурю, и больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю, и всё на свете понимаю.
Как это было! Как совпало – война, беда, мечта и юность!
И это всё в меня запало и лишь потом во мне очнулось!..
Сороковые, роковые, свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России, а мы такие молодые!

- Попробуем подобно героям фильма «Мы из будущего» перенестись в 1941 год.
На экране:
2014 год. Дети на уроке, кадры становятся чёрно-белыми, крупным планом показаны сидящие за партой 2 пионера, мальчик и девочка, пишут в тетради перьевыми ручками. В тетрадях записи: …апреля 1941 года
Классная работа.
Следующий кадр- объявление о начале войны, бывшая школьница провожает одноклассников на фронт.
- Скажите, ребята, что вы увидели на войне?
На доске ассоциативный ряд:
ВОЙНА

Да, война – это страшно, это боль, это смерть. Но что помогло нашим солдатам выжить? Что вселяло уверенность в их сердца?
- О чём же наш урок?
Запись темы.
- Каждый для себя решите, что бы вы хотели получить от сегодняшнего урока.
Слайд .
Кто сказал, что надо бросить
Песню на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне.
В.И.Лебедев–Кумач
Война и песня… Что может быть общего между ними. Казалось бы тяготы военного времени не оставляют места для песен. И тем не менее песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою, она вдохновляла бойцов. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку, а в решительные минуты помогала мобилизоваться, собрать все силы, уберечься от слабости и паники, поэтому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастерок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились блокноты с записями фронтовых песен. Иной старшина даже требовал, чтобы солдаты знали строевые песни как личное оружие. Говорилось, что фронтовая песня — это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, потому что боец-песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая.
От песни сердцу было тесно:
Она вела на смертный бой,
Чтобы громить врага под эту песню,
Защищая Родину собой.
- Ярким примером этого стала песня «Катюша».
Сообщение учеников . Слайд .
Родилась песня «Катюша» в 1938 году. Однажды композитора Матвея Блантера пригласили в редакцию одного журнала. Известный литератор Василий Регинин познакомил его там с поэтом Михаилом Исаковским и попросил написать песню для будущего первого номера. «И вообще, мне кажется, что вы должны работать вместе!» - заявил Василий Александрович…
- Я очень благодарен Регинину, - рассказывает Матвей Исаакович Блантер, - эта встреча вызвала к жизни много песен. Однажды в машине говорю поэту, что мне нужна песенка для программы джаз-оркестра, которым я руковожу. И в ответ Исаковский вдруг читает мне строчки, которые, по словам поэта, кажутся ему музыкальными:
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой…
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой…
Записываю слова, как-то сразу проникшись их поэтичностью, чистотой и, пожалуй, танцевальностью – я почувствовал её в игре ударений: на берег, на высокий берег. И начинаю про себя напевать…
Мелодия сложилась очень быстро, но стихов, кроме первых восьми строчек не было. Тогда поэт и композитор договорились, что в песне пойдёт речь о пограничнике и о верной Катюшиной любви к нему…
Договорились и уехали отдыхать в Крым – Исаковский в Ялту, Блантер в Мисхор.
« А песня для программы была очень нужна, - продолжает Блантер. – Дирижер нашего оркестра Виктор Кнушевицкий не переставал напоминать мне об этом, поэтому я приезжал в Ялту и приставал к Исаковскому до тех пор, пока он не отдал мне большой лист бумаги, весь исписанный вариантами стихов. Мы выбрали из них строчки, ставшие «Катюшей».
Премьера песни состоялась в Колонном зале Дома союзов. «Катюша» имела огромный успех, первой её исполнительнице, молодой певице Валентине Батищевой пришлось исполнять песню трижды!
Прослушивание песни. Слайд .
- За что же люди полюбили эту песню?
Индивидуальное задание. (Исследование языка песни.)
(В песенных стихах Исаковского, очень народных в своей основе, с характерными для русского фольклора сравнениями (например, любимого с сизом орлом), с лаконичным и поэтически образным описанием весенней природы – столько светлого ощущения жизни, звонкой радости, а мелодия Блантера – яркая, запоминающаяся, танцевально-маршевая по ритму, озорная – полна при этом такой лирической силы, такого обаяния, что не полюбить «Катюшу» было просто невозможно. И люди полюбили её. )
- Каким настроением проникнуто это стихотворение ?
- Посмотрите на 4 строфу .
Пусть он вспомнит девушку простую,
Пусть услышит, как она поет,
Пусть он землю бережет родную,
А любовь Катюша сбережет.
- Какой приём использовал автор?
- Что даёт многократное повторение частицы пусть? (Повторение частицы пусть подчёркивает, что несмотря на все тяготы, Катюша сбережёт любовь.)
- Какова композиция песни? В чём её особенность? (Кольцевая композиция.)
- Несмотря на законченность произведения, возможно ли продолжение?
- Были и продолжения, и другие варианты. Вот один из них:
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша ,
А за нею немец молодой.
«Подарю тебе, Катюша, бусы,
Подарю я перстень золотой.
На тебе, Катюша, я женюся,
Увезу в Германию с собой».
Но Катюша смело отвечала:
«Не тебе я, фрицу, отдана.
Меня любит чернобровый Ваня,
О котором знает вся страна.»
Немец сразу понял, в чем тут дело,
Что Катюшу любит партизан.
Закурил с досады папироску,
На Катюшу он навел наган.
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Умерла красавица Катюша,
Умерла Катюша, как герой.
- Ребята, готовясь к уроку, нашли интересные факты о «Катюше».
• Именем песни народ окрестил новое оружие, наводившее ужас на ужас на врага — ракетные минометы БМ.
• В селе Всходы, Угранского района (недалеко от деревни Глотовка — родины М. Исаковского) в Доме культуры, расположен музей песни «Катюша». Слайд.
Прослушивание 2-го куплета песни.
- Сравните услышанную вами песню и текст, напечатанный в учебнике. Что вы заметили?
- Оказывается, Исаковским был написан и другой последний куплет, исполнявшийся редко:
Отцветали яблони и груши,
Уплыли туманы над рекой.
Уходила с берега Катюша,
Уносила песенку домой.

- Как, по-вашему, эта песня воздействовала на солдат? (Воодушевляла их, поддерживала в трудную минуту.)
- Но были и песни, заставлявшие задуматься над тем, что война – это великая трагедия.
Прослушивание песни «Враги сожгли родную хату». Слайд.
- Почему стихотворение Исаковского можно назвать повестью?
- Каким настроением проникнуто это стихотворение?
Проведём небольшое исследование, рассмотрим, с помощью каких средств автору удалось так воздействовать на нас.
1 группа – цветовые ассоциации (учащиеся с низкой мотивацией изображают цветом это стихотворение и объясняют, почему выбрали именно эти цвета);
2 группа – фоносемантический анализ (учащиеся подсчитывают количество звуко-букв, в целях экономии времени желательно определить, кто какую звуко-букву считает);
А – густо-красный
О- светло-жёлтый, белый
Е- зелёный
И- синий
Ы- тёмно-коричневый, чёрный
У- тёмно-синий, лиловый.
3 группа – средства художественной выразительности.
Эпитеты: глубокое горе, широкий стол, бутылку горькую, несбывшиеся надежды, камень гробовой и др.
Олицетворения: нести печаль
Сравнения: словно комья застряли в горле у него.
Проверка. Слайд.
- Почему в основном поэт использует только эпитеты, стихотворение не изобилует средствами художественной выразительности?
- Ребята, что приходилось преодолевать солдатам во время наступления?
- А ещё огромные расстояния нашей необъятной Родины .
- “Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! и как чудна она сама, эта дорога”, - сказал когда-то Н.В.Гоголь . Такое ли чувство испытывали русские солдаты, идущие в наступление или вынужденные отступать?
«Дороги» - поёт вокальная группа. Слайд.
- Какой мотив звучит в этой песне?
- Почему песню «Дороги» называют исповедью?
- Какие образы, присущие народной поэзии, вы встретили в произведении Л. Ошанина ? (Дорога, ворон, степь, солнце.)
Итог урока:
По мнению известного поэта Константина Симонова, «писать о войне трудно. Писать о ней, как только о чём-то парадном, торжественном и лёгком деле, нельзя. Это будет ложью. Писать только о тяжёлых днях и ночах, только о грязи окопов и холоде сугробов, только о смерти и крови – это тоже значит лгать, ибо всё это есть, но писать только об этом – значит, забывать о душе, о сердце человека, сражающегося на этой войне».
Заключительная беседа.
- Как вы поняли, почему писать о войне трудно?
- Как вы думаете, почему именно в военные годы было написано так много стихов и песен?
-Что сближает фронтовые песни с песнями народными, как вы думаете?
- Так ли уж необходимы нам страницы и строки о Великой Отечественной войне?
- Она отдалилась от нас более чем на полвека, а о ней появляются всё новые произведения. «Завершится» ли она, эта тема? Или Великой Отечественной суждена бесконечная жизнь?
При входе на Пискарёвское кладбище в Санкт-Петербурге читаем: «Никто не забыт, ничто не забыто» - последние слова реквиема, созданного Ольгой Берггольц (запомните имя поэта, неотделимое от героической эпохи осаждённого Ленинграда.) Слайд.
«Эта память – наша совесть», - сказал поэт Юрий Воронов.
- Так нужна ли нам память о войне?
- Я соглашусь с вами, конечно, нужна, и добавлю:
… Это надо не мёртвым!
Это надо живым!
- Многие ваши ровесники с уважением относятся к тому времени, к ветеранам войны. Мне приятно, что ваша одноклассница, никогда не бывавшая не войне, сумела почувствовать эту великую трагедию и передать ужас войны в своём стихотворении.
Стихотворение Ани Иващенко (фоном звучит «Лакримоза» Моцарта) . (Приложение.)
Слайд.
Домашнее задание ( на выбор):
а) Составить отзыв по уроку.
б) Сочинить стихотворение или песню о Великой Отечественной войне.
в) Написать письмо ветерану со словами благодарности.
Оценки.




Вариант песни «Катюша».
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша ,
А за нею немец молодой.
«Подарю тебе, Катюша, бусы,
Подарю я перстень золотой.
На тебе, Катюша, я женюся,
Увезу в Германию с собой».
Но Катюша смело отвечала:
«Не тебе я, фрицу, отдана.
Меня любит чернобровый Ваня,
О котором знает вся страна.»
Немец сразу понял, в чем тут дело,
Что Катюшу любит партизан.
Закурил с досады папироску,
На Катюшу он навел наган.
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Умерла красавица Катюша,
Умерла Катюша, как герой.

Война ( А.Иващенко)
В то время, когда воевала страна,
Мы с бабушкой жили в заброшенном доме.
Со всеми копали окопы с утра
И целыми днями работали в поле.
Порой очень трудно со мной было ей .
В свои десять лет я увидел немало
И вмиг повзрослел Яша Друбич, еврей,
Когда на глазах мамы Сары не стало.
Тем утром проснулся от криков людей.
На улице танки деревню крушили.
Вокруг все кричали: «Спасайтесь скорей!»,
Но крики, казалось, бессмысленны были.
Фашисты дотла всю деревню сожгли,
Но мне повезло – я в окопе укрылся.
Наверное, ангелы мне помогли,
Ведь всё это время я Богу молился.
Забыть поскорей я хотел обо всём,
Я крепко уснул, но от шума проснулся.
Стоял предо мною каратель живьём,
С испуга я сжался и в землю уткнулся.
Подвёл он меня к большой группе ребят,
Таких же, как я, выживших на пепелище.
- Нас в лагерь везут. Здесь так все говорят, -
Сказал мне Аарон, самый старший мальчишка.
Мы жили в бараках, водой нас кормили,
Одежду носили с умерших больных.
Для немцев рабами бесплатными были.
Как люто мы все ненавидели их.
На наших глазах всех евреев сжигали,
А завтра и я могу в печку пойти.
Работали мы там, где трупы сгнивали,
Но верили в то, что нас могут спасти.
С Аароном мы стали большими друзьями.
Подбадривал он, если я уставал.
Мы знали, что будет победа за нами.
Мы ждали не зря, и вот день тот настал.
Фашисты вдруг в панике всё побросали:
На них наступал партизанский отряд.
Всех выживших в руки врачей передали.
Вот так и закончился весь этот ад.
И даже сейчас, когда мне девяносто,
Никак не могу я всё это забыть.
И помните все, как нам было непросто.
И знайте, что так не должно больше быть.

Родилась песня «Катюша» в 1938 году. Однажды композитора Матвея Блантера пригласили в редакцию одного журнала. Известный литератор Василий Регинин познакомил его там с поэтом Михаилом Исаковским и попросил написать песню для будущего первого номера. «И вообще, мне кажется, что вы должны работать вместе!» - заявил Василий Александрович…
- Я очень благодарен Регинину, - рассказывает Матвей Исаакович Блантер, - эта встреча вызвала к жизни много песен. Однажды в машине говорю поэту, что мне нужна песенка для программы джаз-оркестра, которым я руковожу. И в ответ Исаковский вдруг читает мне строчки, которые, по словам поэта, кажутся ему музыкальными:
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой…
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой…
Записываю слова, как-то сразу проникшись их поэтичностью, чистотой и, пожалуй, танцевальностью – я почувствовал её в игре ударений: на берег, на высокий берег. И начинаю про себя напевать…
Мелодия сложилась очень быстро, но стихов, кроме первых восьми строчек не было. Тогда поэт и композитор договорились, что в песне пойдёт речь о пограничнике и о верной Катюшиной любви к нему…
- Договорились и уехали отдыхать в Крым – Исаковский в Ялту, Блантер в Мисхор.
« А песня для программы была очень нужна, - продолжает Блантер. – Дирижер нашего оркестра Виктор Кнушевицкий не переставал напоминать мне об этом, поэтому я приезжал в Ялту и приставал к Исаковскому до тех пор, пока он не отдал мне большой лист бумаги, весь исписанный вариантами стихов. Мы выбрали из них строчки, ставшие «Катюшей».
Премьера песни состоялась в Колонном зале Дома союзов. «Катюша» имела огромный успех, первой её исполнительнице, молодой певице Валентине Батищевой пришлось исполнять песню трижды!
Категория: Учителя | Добавил: Светлана56
Просмотров: 1587 | Загрузок: 238 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Рейтинг сайтов
Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов

Поиск
Друзья сайта