Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
ГосУслуги
Электронный дневник Заявка в техподдержку
Категории раздела
Учителя [100]
Материалы для работы учителей-предметников
Администрация [25]
Материалы для работы администрации школы
Классные руководители [15]
Материалы для работы классных руководителей
Конкурсы [1]
Положения, приказы по конкурсам
Наш опрос
Как вы относитесь к введению ФГОС ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью?
Всего ответов: 84
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Учителя

Категория состояния как часть речи
[ · Скачать удаленно () ] 15.12.2014, 20:51
Класс:7
Тема: Категория состояния как часть речи.
Цель: организовать деятельность учащихся по выявлению и усвоению способа определения категории состояния как части речи
Задачи: 1. Формировать умение находить в предложении слова категории состояния, определять их значение и синтаксическую роль, определять, к каким группам по значению они относятся, отличать слова категории состояния от других частей речи.
2. Развивать умение планировать собственную деятельность, содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию.
3.Воспитывать патриотизм, уважение к памяти погибших в Великой Отечественной войне.
Оборудование, наглядность: ПК, карточки, презентация, видеоролик о блокаде Ленинграда.
Ход урока.
Оргмомент.
Мотивация.
Показ фрагмента фильма «Блокада Ленинграда».
- Почему сегодняшний урок я начала с этого фильма, какую дату мы отмечаем в январе?
- В январе мы отмечаем 71-ю годовщину полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
- Вот что вспоминает об этих событиях блокадник Юрий Галахов: «Общая беда сплотила людей. Жили мы в ту пору так дружно, как никогда не жили. Испытания нас только закалили».
- Что помогло людям выжить? Какое ключевое слово вы можете выделить в этом высказывании? (Дружно)
- К какой части речи относится это слово? (Наречие.)
- Дайте общее грамматическое значению наречия.
Стадия вызова.
- В этом году вам тоже предстоит пройти испытание. Конечно же, оно несопоставимо с тем, что познали блокадники, но и к этим испытаниям нужно быть готовыми. О чём я говорю? (О региональном экзамене.)
- Откройте демоверсии, посмотрите, при выполнении какого задания нам пригодятся знания наречий? Прочитайте формулировку задания А 8.
- Какая орфограмма лежит в его основе?
- На протяжении нескольких уроков мы повторяли правописание наречий. Проверьте свои знания, выполнив тест, соответствующий заданию А 8 РОЭ.
Самопроверка по образцу.
I – 1 II – 4 III – 3 IV – 2 V - 1
- Проанализируйте свои ошибки, определите, над чем вам необходимо поработать.
Осмысление содержания.
- Я вижу, что вы хорошо знаете наречия. И от этого на душе у меня хорошо.
(На слайде 2 предложения:
1. Вы хорошо знаете наречия.
2. Мне хорошо.)
- Поработайте в паре. Проанализируйте предложения, опираясь на вопросы инструкции (на обратной стороне тестов), определите часть речи слова «хорошо».
Инструкция
1.Определите, что обозначает анализируемое слово.
2.Определите, от какой части речи зависит анализируемое слово.
3.Определите, на какой вопрос отвечает анализируемое слово.
4. Определите синтаксическую роль слова в предложении.

Дети определяют, что хорошо в первом предложении – наречие образа действия, а хорошо во втором предложении – непонятная часть речи, потому что ни от чего не зависит, в предложении является сказуемым. Очень похожая на наречие, но не наречие.
Вывод: это не наречие, а новая часть речи, о которой мы ничего пока не знаем.
-Что обозначает это слово? (Душевное состояние человека) На какой вопрос отвечает?
- Итак, перед нами новая часть речи, которая обозначает состояние. Предположите, как она может называться?
- Проверим ваши предположения на с. 126 учебника.
Введение нового термина.
- Сформулируйте тему урока.
Определение целей урока.
-Как вы думаете, какие цели урока нам необходимо перед собой поставить?
-Для этого нужно отследить значение, морфологические признаки и синтаксическую роль новой части речи.
Работа в группах с языковым материалом. Анализ предложений, выявление грамматических признаков и синтаксической функции.
- Проанализируйте предложения и ответьте на вопросы:
1) Какая часть речи называется категорией состояния. На какой вопрос отвечает? Какие значения выражают слова категории состояния?
2) К чему относятся?
3) Какую синтаксическую роль выполняют слова категории состояния в предложении?
1. В первую блокадную зиму было очень холодно и темно. (Состояние природы и окружающей среды.)
2.Город вымирал, людям стало страшно. (Обозначает душевное состояние человека.)
3. Продуктов не хватало, становилось голодно. (Обозначает физическое состояние человека.)
Чтобы не ошибаться в определении частей речи, следует заполнить таблицу.
наречие категория состояния
Что обозначает? На какой вопрос отвечает? Время, причину, меру и степень, цель, образ действия, место.
Где? куда? откуда? когда? как? зачем? почему? Состояние природы и окружающей среды, человека и животного.
Каково?
К чему относится? К глаголу, прилагательному, наречию. Ни к чему.
Чем является в предложении? Обстоятельством. Сказуемым.

Вывод по данной работе: (озвучивают учащиеся)
-Новая часть речи обозначает состояние природы и окружающей среды, душевное состояние человека, физическое состояние человека. Отвечает на вопрос каково? Ни от чего не зависит. Никак не изменяется. В предложении является сказуемым.
Первичное закрепление.
Работа по учебнику.
-Прочитаем материал на стр.126 – 127. Какую новую информацию о категории состояния вы получили из учебника? (В предложении могут употребляться с глаголами – связками, образуют степени сравнения).
Работа в парах.
-Расскажите друг другу всё, что вы узнали о категории состояния.
Физминутка.
- На какие гласные буквы чаще всего оканчиваются наречия и слова категории состояния?
- Сядьте удобнее, расслабьтесь, успокойтесь. Ровно, протяжно на одной ноте произнесите звук [а]. Произношение этого звука нормализует функцию лёгких. Произнесите звук [о].
Проговаривание этого звука приводит в порядок среднюю часть грудной клетки, активизирует работу мозга.
- Объединитесь в группы, возьмитесь за руки, поделитесь друг с другом свои теплом, изобразите букву «О», «А».
- Пора с новыми силами приступить к реализации практической задачи.
Диктант с обоснованием.
- Какое задание мы можем выполнить?
-Выпишите предложения со словами категории состояния.
1.В январе 1940 в нашей квартире тепло.
2.Теперь, в январе 1942, чтобы согреться, мне приходится одеваться тепло.
3.С утра в городе спокойно, артобстрела нет.
4. Я могу спокойно пойти в булочную, чтобы по карточкам получить 120 граммов хлеба.
5. Соседка попросила сходить за водой на замёрзшую Неву, это сделать не трудно.
6. Я переоценила свои возможности, мне, обессилевшей от холода, трудно. Дифференцированная работа с текстом.
- Если вы уверены в своих силах и знании новой темы, возьмите зелёную карточку, если нет - голубую.
1. Утро 27 января 1944 года. 2.Тихо. 3.Вижу, как между деревьями синим столбом подымается прямой дым. 4.Тепло, светло и так прекрасно, спокойно, как не бывает весной. 5. Блокада полностью снята. 6. Словами не передать, как радостно на душе! 7. Наконец-то можно вдоволь наесться хлеба. 8. Невероятное счастье пришло в Ленинград! 9. Мы выстояли, мы всё преодолели!
Задания для зелёной карточки.
А 13. Какой(ие) тип(ы) речи представлен(ы) в предложениях 6-8?
1) повествование и рассуждение
2) описание 3) рассуждение
4) повествование
А 14. Укажите правильную морфологическую характеристику слова «вдоволь» из 7 предложения текста
1) наречие
2) Категория состояния 3) краткое причастие
4) краткое прилагательное

А 15. Укажите, какое средство художественной выразительности использовано в предложении 3 «Вижу, как между деревьями синим столбом подымается прямой дым».
1) гипербола
2) антитеза
3) фразеологический оборот
4) сравнение
В 2 Из предложения 6 выпишите слово категории состояния.
Задания для голубой карточки.
Из предложений 2, 4, 6 выпишите слова категории состояния, укажите, что они обозначают.
Самопроверка.
- О чём этот текст? Определите его тему. ( Радость людей по поводу снятия блокады.)
Читаю отрывок из стихотворения О. Берггольц «Ленинградский салют»
И снова мир с восторгом слышит
Салюта русского раскат.
О, это полной грудью дышит
Освобожденный Ленинград!
Какой же правдой ныне стало,
Какой грозой свершилось то,
Что исступленною мечтой,
Что бредом гордости казалось!
- Какова идея текста? (Нужно не сдаваться в любых условиях, бороться и побеждать!)
- Я желаю, чтобы вы все в жизни только побеждали, не сдавались, как бы трудно вам ни было.
Рефлексия.
-Вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока. Все ли были выполнены?
- Что можно посоветовать тем ребятам, которые ещё не уверены в своих силах?
- Этой теме посвящены несколько уроков, у всех будем возможность по лестнице успеха подняться на высшую ступень.
- Оцените свою деятельность на уроке с помощью слов категории состояния.
Домашнее задание:
- Я предлагаю вам самостоятельно выбрать для себя задание, которое вам необходимо, упражнения расположены по уровню сложности, начиная с менее трудного.
Параграф 45, упражнение 277, 275, 278. Желающие могут выполнить онлайн-тест на сайте http://www.saharina.ru/tests/.

Приложение
А8Укажите слово, требующее дефисного написания.
I
1) говорил (по) немецки
2) шёл (в) слепую
3) кричал (в) догонку
4) увеличить (в)двое
II
1) остаться (на) едине
2) разбежаться (в) рассыпную
3) перейти (в) брод
4) махать (по) прежнему

III
1) сшить (в) ручную
2) сказать (на) прямую
3) холодно (по) зимнему
4) работать (в) пустую

IV
1) видеть (в) дали
2) продвигаться (по) пластунски
3) взмыть (в) верх
4) всхлипнуть (из) редка

V
1) жгло (по) вчерашнему
2) читать (по) долгу
3) слетело (в) миг
4) успокоиться (по) немногу

Зелёная карточка
1. Утро 27 января 1944 года. 2.Тихо. 3.Вижу, как между деревьями синим столбом подымается прямой дым. 4.Тепло, светло и так прекрасно, спокойно, как не бывает весной. 5. Блокада полностью снята. 6. Словами не передать, как радостно на душе! 7. Наконец-то можно вдоволь наесться хлеба. 8. Невероятное счастье пришло в Ленинград! 9. Мы выстояли, мы всё преодолели!
Задания для зелёной карточки.
А 13. Какой(ие) тип(ы) речи представлен(ы) в предложениях 6-8?
1) повествование и рассуждение
2) описание 3) рассуждение
4) повествование
А 14. Укажите правильную морфологическую характеристику слова «вдоволь» из 7 предложения текста
1) наречие
2)категория состояния 3)краткое причастие
4)краткое прилагательное

А 15. Укажите, какое средство художественной выразительности использовано в предложении 3 «Вижу, как между деревьями синим столбом подымается прямой дым».
1) гипербола
2) антитеза
3) фразеологический оборот
4) сравнение

В 2 Из предложения 6 выпишите слово категории состояния.

Голубая карточка
1. Утро 27 января 1944 года. 2.Тихо. 3.Вижу, как между деревьями синим столбом подымается прямой дым. 4.Тепло, светло и так прекрасно, спокойно, как не бывает весной. 5. Блокада полностью снята. 6. Словами не передать, как радостно на душе! 7. Наконец-то можно вдоволь наесться хлеба. 8. Невероятное счастье пришло в Ленинград! 9. Мы выстояли, мы всё преодолели!
Из предложений 2, 4, 6 выпишите слова категории состояния, укажите, что они обозначают.

Инструкция
1.Определите, что обозначает анализируемое слово.
2.Определите, от какой части речи зависит анализируемое слово.
3.Определите, на какой вопрос отвечает анализируемое слово.
4. Определите синтаксическую роль слова в предложении.

Проанализируйте предложения и ответьте на вопросы:
1) Какая часть речи называется категорией состояния. Какие значения выражают слова категории состояния?
2) К чему относятся?
3) Какую синтаксическую роль выполняют слова категории состояния в предложении?
1. В первую блокадную зиму было очень холодно и темно.
2.Город вымирал, людям стало страшно.
3. Продуктов не хватало, становилось голодно.
Чтобы не ошибаться в определении частей речи, следует заполнить таблицу.
наречие категория состояния
Что обозначает? На какой вопрос отвечает?

К чему относится?

Чем является в предложении?
Категория: Учителя | Добавил: Светлана56
Просмотров: 710 | Загрузок: 313 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Рейтинг сайтов
Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов

Поиск
Друзья сайта