Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
ГосУслуги
Электронный дневник Заявка в техподдержку
Категории раздела
Учителя [100]
Материалы для работы учителей-предметников
Администрация [25]
Материалы для работы администрации школы
Классные руководители [15]
Материалы для работы классных руководителей
Конкурсы [1]
Положения, приказы по конкурсам
Наш опрос
Как вы относитесь к введению ФГОС ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью?
Всего ответов: 83
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Учителя

Родительское собрание
19.09.2011, 13:55
Тема: «Одарённый ребёнок. Какой он?»

Цели:
1. Привлечь внимание родительского коллектива к проблеме развития детской одарённости.
2. Способствовать созданию условий для развития и реализации способностей одарённых детей, активизации и поощрения их творческой деятельности.
3. Дать советы и рекомендации родителям одарённых детей.

Оборудование: презентации, аудиозапись, мультимедиа, опора, распечатки.

Ход собрания.

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, уважаемые родители. Я рада видеть вас снова. Сегодня на нашем собрании присутствуют гости (представление гостей, психолог нашей школы Савенкова Юлия Васильевна).

II. Основная часть.

1. Звучит аудиозапись песни «Губки бантиком…» в исполнении К. Орбакайте с презентацией «Детства листая страницы…».
2. Лекция педагога с презентацией.

- «Сто тысяч «Почему?» Всем до боли знакомая тема. Очень часто мы раздражаемся по этому поводу, отмахиваемся от своих «почемучек», ссылаясь на занятость. Но как показывает практика, делать этого ни в коем случае нельзя. Ведь таким образом можно «на корню обрубить» все желания и стремления ребёнка к познанию, «заглушить» предпосылки одарённости.
Слайд 1.
«В каждом есть солнце, только дайте ему светить». Эти слова Сократа станут эпиграфом к нашей сегодняшней теме «Одарённый ребёнок. Какой он?» Слайд 2.
Ещё в 5 веке до нашей эры Конфуций размышлял об одарённых детях и предлагал отбирать и развивать их интенсивно. Их обучали при дворе правителя, развивая в них творческую фантазию, способность к написанию стихов и романов, у них была безошибочная память и чрезвычайно логичное мышление.
В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Установка на массовое образование снизила возможность развития интеллектуального ресурса, и только современная реформа образования в России позволила вновь обратиться к поддержке одарённых детей, ведь талантливая молодёжь – это будущая профессиональная элита.
В этих условиях поддержка, развитие и социолизация одарённых детей, несомненно, становятся одной из приоритетных задач системы образования в целом. Процесс выявления, обучения и воспитания одарённых, талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования, так как обучение одарённых детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.
Слайд 3.
Одарённость – совокупность врожденных способностей при условии их постоянной тренировки. Понятие «одарённый ребёнок». Что это? Пожизненный дар или констатация особых возможностей в определённый период его жизни? Но если у ребёнка, при прочих равных условиях, необычайно быстрый темп умственного развития, а также достижения в той или иной деятельности, его можно назвать одарённым.
Одаренные дети стремятся проникнуть в суть вещей и явлений, они задают множество вопросов, урок особенно интересен для них тогда, когда используется исследовательский метод. Они могут «действовать на нервы» учителю, потому что хотят знать все более подробно и требуют дополнительной информации, умеют быстро выделить значимые сведения, самостоятельно найти важные источники информации. Больше, чем другие, они заинтересованы в самостоятельном получении знаний.
В сравнении со сверстниками они лучше раскрывают отношения между явлениями и сущностью, думают индуктивно и дедуктивно, манипулируют логическими операциями, систематизируют, классифицируют и обобщают.
Для них характерны: интерес к умственной деятельности, компетентность, несвойственная возрасту, пытливость ума, разносторонние интересы, хорошая память, богатая фантазия, воображение, изобретательность, пристрастие к играм, имеющим сложные правила и требующим сконцентрированного внимания; а также умение самостоятельно работать, хорошее владение языком, обширный словарный запас и большая работоспособность.
Слайд 4.
Условно можно выделить следующие категории одарённых детей:
1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
2. Дети с признаками специальной умственной одарённости в определённой области наук и конкретными академическими способностями.
3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
5. Учащиеся, не достигающие по каким – либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психологического склада.

Слайд 5.
Формы работы с одарёнными детьми, которые применяются в нашей школе:
- групповые занятия с одарёнными учащимися,
- индивидуальные консультации,
- факультативы,
- конкурсы,
- участие в олимпиадах,
- интеллектуальный марафон,
- публичные выступления,
- проекты,
- участие во всероссийских, городских интеллектуальных играх.

Как бы мы ни рассматривали роль и вес природных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания школы на развитие личности и одаренности ребенка, значение семьи является решающим. Даже, казалось бы, неблагоприятные условия (плохой быт, недостаточная материальная обеспеченность, неполная семья и т.д.) оказываются относительно безразличны для развития способностей. Особенно важно для становления личности одаренного ребенка, прежде всего внимание родителей. Как показывают исследования, и практика работы в школе родители делятся на три категории.
Слайд 6.
Первая категория «отстраненных» родителей, которые в силу своей занятости все вопросы по воспитанию и развитию своего ребенка перекладывают на плечи школы. Именно в таких семьях дистанция между родителями и детьми велика, что сказывается на эмоционально-психологическом состоянии одаренного ребенка. Задача педагога в этом случае привлечение родителей к деятельности ребенка, к школе, к совместной работе.

Вторая категория родителей, так называемые «детоцентричные». Ребенок для таких родителей – единственный смысл в жизни. Они проявляют чрезвычайное, необычно высокое внимание к ребенку, когда вся жизнь семьи сосредоточена на нем. Определенная «детоцентричность» семьи одаренного ребенка, фанатическое желание родителей развить его способности имеет в ряде случаев и свои отрицательные стороны. Так, в этих семьях наблюдается определенная попустительская позиция в отношении развития у своего ребенка ряда социальных и бытовых навыков, физического и эстетического развития. Такие родители проявляют особое внимание к школьному обучению своего ребенка, выбирая для него учебники или дополнительную литературу не советуясь с учителем, как их лучше изучать. Родители нередко вмешиваются в учебный процесс и в отдельных случаях даже провоцируют конфликт с администрацией и педагогами. В этом случае задача педагогов и психологов состоит в разъяснительной работе с самими родителями.

Третья категория «активных» родителей. В общении с ребенком они всегда выходят за круг бытовых проблем, в их общении очень рано представлена так называемая совместная познавательная деятельность - общие игры, совместная работа на компьютере, обсуждение сложных задач и проблем. Часто родителей с детьми объединяют общие познавательные интересы, на основе которых между ними возникают устойчивые дружеские отношения. Отношение к школьному обучению у родителей этих детей никогда не принимает самодовлеющего характера, они всегда готовы помочь школе. Содержательная сторона развития ребенка для них всегда более приоритетна, чем отметки сами по себе. В этих семьях между родителями и детьми отмечается значительно меньшая дистанция.

Готовясь к собранию, мною был предложен один и тот же вопросник вам и вашим детям. Обработка результатов помогла узнать склонности учащихся нашего класса.
Вопросы составлены в соответствии с условным делением ребёнка на семь сфер:
- математика и техника
- гуманитарная сфера
- художественная деятельность
- физкультура и спорт
- коммуникативные интересы
- природа и естествознание
- домашние обязанности, труд по самообслуживанию
Необходимо учитывать также, что у одарённого ребёнка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким – либо сферам. В этом случае следует вести речь о каком – либо определённом типе направленности интересов ребёнка.

(Приложение вопросника)
На бланке ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке — «-»; если нравится — «+»; очень нравится — «++». Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.

Лист вопросов
Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли вам ...»
1) решать логические задачи и задачи на сообразительность;
2) читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести;
3) петь, музицировать;
4) заниматься физкультурой;
5) играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;
6) читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;
7) делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);
8) играть с техническим конструктором;
9) изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами;
10) самостоятельно рисовать;
11) играть в спортивные, подвижные игры;
12) руководить играми детей;
13) ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;
14) ходить в магазин за продуктами;
15) читать (слушать, когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.;
16) играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);
17) самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;
18) соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;
19) разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;
20) содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.);
21) убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.;
22) конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;
23) знакомиться с историей (посещать исторические музеи);
24) самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества;
25) читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;
26) объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение);
27) ухаживать за домашними растениями,
28) помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.);
29) считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;
30) знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;
31) участвовать в постановке спектаклей;
32) заниматься спортом в секциях и кружках;
33) помогать другим людям;
34) работать в саду, на огороде, выращивать растения;
35) помогать и самостоятельно шить, вышивать, сти¬рать.

Знакомство с результатами. Сопоставление ответов детей и их родителей. (Это позволит создать более объективную картину направленностей интересов ребёнка).
Дети:
I место - природа и естествознание
II - художественная деятельность
III - математика и техника
IV - гуманитарная сфера
V - физкультура и спорт
VI - домашние обязанности, труд по самообслуживанию
VII - коммуникативные интересы
Родители:
I место - природа и естествознание
II - физкультура и спорт
III - гуманитарная сфера, художественная деятельность, домашние обязанности, труд по самообслуживанию
IV - коммуникативные интересы
V - математика и техника

- С помощью данной методики мне хочется активизировать вашу работу в данном направлении. Подтолкнуть вас к изучению интересов и склонностей собственных детей, дать вам возможность по крайней мере задуматься над этой сложной проблемой.

- А сейчас хочется предоставить слово родителям – мамам Морозова Саши – Медведевой С.Н. и Мироненко Яны – Мироненко Л.Н. Я попросила их поделиться своим опытом в развитии склонностей сына и дочери.
(Выступление родителей).
Слайд 7.
Советы родителям одарённых детей
1. Проанализируйте Вашу собственную систему ценностей в отношении воспитания детей. Способствует ли она реализации личности и одарённости в обществе?
2. Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одарённым детям это относится в большей степени.
3. Оценивайте уровень развития ребёнка.
4. Избегайте длинных объяснений и бесед.
5. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребёнке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являются признаком одарённости.
6. Уважайте в ребёнке индивидуальность. Не стремитесь
проецировать на него собственные интересы и увлечения.
7. Развивайте в своих детях следующие качества:
- уверенность, базирующуюся на собственном сознании самоценности;
- понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих;
- интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;
- уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению, к душевному мужеству;
- привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;
- уметь помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов.
Пожелания родителям.
Одаренные дети нуждаются в развитии независимости, способностей самоуправления и самодисциплины. Общеобразовательная школа, как правило, не ставит перед ними индивидуальных задач, поэтому они должны опираться на собственные силы и сами ставить себе цели в достижении развития личностных способностей. А помочь в этом — прямая задача родителей, которые, чаще всего, являются первооткрывателями таланта своего ребенка.
Поэтому родители должны взять на себя роль своего рода «буфера», поскольку наряду с положительными чувствами при этом неизбежно будут присутствовать и негативные проявления, а родители смогут создать поле эмоциональной безопасности для детей, испытывающих новые способы общения. Делайте упор на взаимном уважении, сопереживании и понимании, что важно для социоэмоционального развития каждого ребёнка. Как дать понять ребёнку, что его любят и ценят за то, какой он есть, а не за какой- то особый талант. Надо научиться ценить такие хорошие свойства, как: щедрость, готовность помочь, терпение, ответственность, надежность, целенаправленность, чувство юмора.
Ответственность родителей проявляется в своевременном развитии в своих детях таких личностных качеств, как:

• интеллектуальная любознательность и готовность к исследовательскому риску;

• привычка опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;

• умение помогать находить общий язык и радость в общении с другими людьми.

- Участие психолога в диагностике детской одарённости очень важно, а в некоторых, особенно сложных случаях просто необходимо. И сегодня перед вами выступит школьный психолог Савенкова Ю.В. Ей слово.
(Выступление психолога).

III. Заключение.

1. Тест для родителей «Какой я?» (Нарисовать человека с помощью следующих геометрических фигур: квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг).
КВАДРАТ
Если Вашей основной фигурой оказался Квадрат, то Вы - неутомимый труженик. Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы - вот основные качества истинных квадратов. Выносливость, терпение и методичность обычно делают квадрата высококлассным специалистом в своей области. Этому способствует и неутолимая потребность в информации. Все сведения, которыми они располагают, систематизированы и разложены по полочкам. Квадрат способен выдать необходимую информацию моментально. Поэтому Квадраты заслуженно слывут эрудитами, по крайней мере, в своей области. Если Вы выбрали для себя Квадрат - фигуру линейную, то, вероятнее всего, Вы относитесь к "левополушарным" мыслителям, т.е. к тем, кто перерабатывает данные в последовательном формате: а-б-в-г... Квадраты скорее "вычисляют результат", чем догадываются о нем. Квадраты чрезвычайно внимательны к деталям, подробностям. Квадраты любят раз и навсегда заведенный порядок. Их идеал - распланированная, предсказуемая жизнь, и ему не по душе изменение привычного хода событий. Он постоянно "упорядочивает", организует людей и вещи вокруг себя.
Все эти качества способствуют тому, что Квадраты могут стать хорошими специалистами-техниками, отличными администраторами, но редко бывают хорошими менеджерами.
Чрезмерное пристрастие к деталям, потребность в уточняющей информации для принятия решений лишает Квадрата оперативности. Аккуратность, соблюдение правил и т.п. могут развиться до парализующей крайности. Кроме того, рациональность, эмоциональная сухость, консерватизм в оценках мешают Квадратам быстро устанавливать контакты с разными лицами. Квадраты неэффективно действуют в аморфной ситуации.
ТРЕУГОЛЬНИК
Эта форма символизирует лидерство, и многие Треугольники ощущают в этом свое предназначение. Самая характерная особенность истинного Треугольника - способность концентрироваться на главной цели. Они - энергичные, сильные личности.
В тесте Люшера они часто предпочитают зеленый цвет и рисуют елку, когда их просят нарисовать дерево.
Треугольники, как и их родственники - Квадраты, относятся к линейным формам и в тенденции также являются "левополушарными" мыслителями, способными глубоко и быстро анализировать ситуации. Однако, в противоположность Квадратам, ориентированным на детали, Треугольники сосредоточиваются на главном, на сути проблемы. Их сильная прагматическая ориентация направляет мыслительный анализ и ограничивает его поиском эффективного в данных условиях решения проблемы.
Треугольник - это очень уверенный человек, который хочет быть правым во всем! Потребность быть правым и потребность управлять положением дел, решать не только за себя, но и, по возможности, за других - делает Треугольника личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими.
Треугольники с большим трудом признают свои ошибки! Можно сказать, что они видят то, что хотят видеть, не любят менять свои решения, часто бывают категоричны, не признают и возражений. К счастью (для них и окружающих) Треугольники быстро и успешно учатся (впитывают полезную информацию как губка). Правда только тому, что соответствует их прагматической ориентации, способствует (с их точки зрения) достижению главной цели.
Треугольники - честолюбивы. Если делом чести для Квадрата является достижение высшего качества выполняемой работы, то Треугольник стремится достичь высокого положения, приобрести высокий статус, иначе говоря - сделать карьеру.
Из Треугольников получаются отличные менеджеры. Главное отрицательное качество "треугольной": сильный эгоцентризм, направленность на себя. На пути к вершинам власти они не проявляют особой щепетильности в отношении моральных норм. Треугольники заставляют все и всех вращаться вокруг себя... Может быть, без них жизнь потеряла бы свою остроту.
ПРЯМОУГОЛЬНИК
Эта фигура символизирует состояние перехода и изменения. Это временная форма личности, которую могут "носить" остальные четыре сравнительно устойчивые фигуры в определенные периоды жизни. Это - люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и поэтому занятые поисками лучшего положения. Причины "прямоугольного" состояния могут быть самыми различными, но объединяет их одно -значимость изменений для определенного человека.
Основным психическим состоянием Прямоугольника является более или менее осознаваемое состояние замешательства, запутанность в проблемах и неопределенности в отношении себя на данный момент времени.
Наиболее характерные черты Прямоугольников - непоследовательность и непредсказуемость поступков в течение переходного периода. Они имеют, как правило, низкую самооценку. Стремятся стать лучше в чем-то, ищут новые методы работы, стили жизни. Быстрые, крутые и непредсказуемые изменения в поведении Прямоугольника обычно смущают и настораживают других людей, и они сознательно могут уклоняться от контактов с "человеком без стержня". Прямоугольникам же общение с другими людьми просто необходимо, и в этом заключается еще одна сложность переходного периода.
Однако, у Прямоугольника обнаруживаются и позитивные качества, привлекающие к нему окружающих: любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и ...смелость! В данный период они открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое. Правда, оборотной стороной этого является чрезмерная доверчивость, внушаемость. Поэтому Прямоугольниками легко манипулировать.
"Прямоугольность" - всего лишь стадия. Она пройдет!
КРУГ
Круг-это мифологический символ гармонии. Тот, кто уверенно выбирает его, искренне заинтересован прежде всего в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для Круга - люди. Круг - самая доброжелательная из пяти форм. Он чаще всего служит тем "клеем", который скрепляет и рабочий коллектив, и семью, т.е. - стабилизирует группу.
Круги - лучшие коммуникаторы прежде всего потому, что они лучшие слушатели. Они обладают высокой чувствительностью, развитой симпатией - способностью сопереживать. Круги великолепно "читают" людей и в одну минуту способны распознать притворщика, обманщика. Круги "болеют" за свой коллектив и популярны среди коллег по работе. Однако они, как правило, слабые менеджеры и руководители в сфере бизнеса.
Во-первых, Круги направлены скорее на людей, чем на дело. Пытаясь сохранить мир, они иногда избегают занимать "твердую" позицию и принимать непопулярные решения. Для Круга нет ничего более тяжкого, чем вступать в межличностный конфликт. Они любой ценой стремятся его избежать. Иногда - в ущерб делу.
Во-вторых, Круги вообще не отличаются решительностью, часто не могут подать себя должным образом. Треугольники, как правило, легко берут над ними верх. Однако, Круги не слишком беспокоятся, в чьих руках находится власть. В одном Круги проявляют завидную твердость - если дело касается вопросов морали или нарушения справедливости.
Круг - нелинейная форма, и те, кто уверенно идентифицирует себя с Кругом, скорее относятся к "правополушарным" мыслителям. "Правополушарное" мышление - более образное, интуитивное, эмоционально окрашенное, скорее итеративное, чем анализирующее. Поэтому переработка информации у Кругов осуществляется не в последовательном формате, а скорее мозаично, прорывами с пропусками отдельных звеньев. Это не означает, что Круги не в ладах с логикой. Просто формализмы у них не получают приоритета в решении жизненных проблем. Главные черты в их мышлении - ориентация на субъективные факторы проблемы (ценности, оценки, чувства и т.д.) и стремление найти общее даже в противоположных точках зрения. Можно сказать, что Круг - прирожденный психолог. Однако, часто он слабый организатор - ему не хватает "левополушарных" навыков своих "линейных братьев" - Треугольника и Квадрата.
ЗИГЗАГ
Эта фигура символизирует креативность, творчество, хотя бы потому, что она самая уникальная из пяти фигур и единственная разомкнутая фигура. Если Вы твердо выбрали Зигзаг в качестве основной формы, то Вы скорее всего истинный "правополушарный" мыслитель, инакомыслящий.
Вам, как и Вашему ближайшему родственнику - Кругу, только еще в большей степени, свойственна образность, интуитивность, итеративность, прозаичность. Строгая, последовательная дедукция - это не Ваш стиль. Мысль Зигзага делает отчаянные прыжки от "а" к "я", поэтому многим "левополушарным" трудно понять Зигзагов. "Правополушарное" мышление не фиксируется на деталях, поэтому оно, упрощая в чем-то картину мира, позволяет строить целостные, гармоничные концепции и образы, видеть красоту. Зигзаги обычно имеют развитое эстетическое чувство.
Доминирующим стилем мышления Зигзага чаще всего является синтетический стиль. В отличие от Кругов, Зигзаги вовсе не заинтересованы в консенсусе и добиваются синтеза не путем уступок, а наоборот - заострением конфликта идей и построением новой концепции, в которой этот конфликт получает свое разрешение, "снимается". Причем, используя свое природное остроумие, они могут быть весьма язвительными, "открывая глаза" другим.
Зигзаги просто не могут трудится в хорошо структурированных ситуациях. Их раздражают четкие вертикальные и горизонтальные связи, строго фиксированные обязанности и постоянные способы работы. В работе им требуется независимость от других и высокий уровень стимуляции на рабочем месте. Тогда Зигзаг "оживает" и начинает выполнять свое основное назначение - генерировать новые идеи и методы работы.
Зигзаги - идеалисты, отсюда берут начало такие их черты, как непрактичность, наивность.
Зигзаг - самый возбудимый из пяти фигур. Они несдержанны, очень экспрессивны, что, наряду с их эксцентричностью, часто мешает им проводить свои идеи в жизнь. К тому же, они не сильны в проработке конкретных деталей и не слишком настойчивы в доведении дела до конца (так как с утратой новизны теряется и интерес к идее).

2. Вручение родителям памяток – советов, помогающих вырастить одарённого ребёнка.

Родителям на заметку:
Хотите вырастить одаренного ребенка? В помощь вам – советы Дэвида Льюиса, обобщившего опыт тысяч семей, где имеются одаренные дети:
• Я отвечаю на вопросы ребенка насколько возможно терпеливо и честно. Серьезные вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю всерьез.
• У нас в квартире стоит витрина, на которой ребенок может демонстрировать свои работы. Я не ругаю ребенка за беспорядок в комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена.
• Я предоставил ребенку комнату или специальный уголок исключительно для самостоятельных творческих занятий.
• Я показываю ребенку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения.
• Я предоставляю ребенку посильную возможность в проявлении заботы.
• Я помогаю ребенку строить его планы и принимать решения.
• Я стараюсь показать ребенку интересные места.
• Я помогаю ребенку улучшить результаты его работы.
• Я помогаю ребенку нормально общаться с детьми и рад видеть их у себя в доме.
• Я никогда не говорю ребенку, что он хуже других детей.
• Я никогда не наказываю ребенка унижением.
• Я покупаю ребенку книги, связанные с его интересами.
• Я приучаю ребенка мыслить самостоятельно.
• Я регулярно читаю ребенку.
• Я приучаю ребенка к чтению с детства.
• Я пробуждаю фантазию и воображение ребенка.
• Я внимательно отношусь к потребностям ребенка.
• Я нахожу время, чтобы каждый день побыть с ребенком наедине.
• Я позволяю ребенку принимать участие в планировании семейного бюджета.
• Я никогда не ругаю ребенка за неумение и ошибки.
• Я хвалю ребенка за учебную инициативу.
• Я учу ребенка свободно общаться со взрослыми любого возраста.
• Я позволяю ребенку играть со всяким хламом.
• Я побуждаю ребенка учиться решать проблемы самостоятельно.
• В занятиях ребенка я нахожу достойное похвалы.
• Не существует тем, которые я совершенно исключаю для обсуждения с ребенком.
• Я помогаю ребенку быть личностью.
• Я помогаю ребенку находить заслуживающие внимания телепрограммы.
• Я развиваю в ребенке позитивное восприятие его способностей.
• Я никогда не отмахиваюсь от неудач ребенка, говоря: «Я это тоже не умею».
• Я поощряю в ребенке максимальную независимость от взрослых.
• Я верю в здравый смысл ребенка и доверяю ему.
Если вы согласны с 20 % этих советов, то вам необходимо срочно подумать над остальным.
Если советы устраивают вас и соответствуют вашей программе воспитания на 50 %, у вас должно получиться, у вас есть на это шансы.
Если вы выполняете эти советы на 90 %, дайте больше свободы ребенку и себе.

В свое время Джон Гауэн (1971) предложил целую серию полезных советов родителям, заботящимся об умственном здоровье и счастье своих детей.
1. Создайте устную и безопасную психологическую базу ребенку в его поисках, к которой он мог бы возвращаться, если будет напуган собственными открытиями.
2. Поддерживайте способности ребенка к творчеству и проявляйте сочувствие к ранним неудачам. Избегайте неодобрительной оценки творческих попыток ребенка. (Не следует говорить ребенку, как его произведение можно улучшить: «Это неплохо, но могло быть гораздо лучше, если бы...» В этом случае, как бы ни старался ребенок, результат все равно недостаточно хорош.)
3. Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими или «за гранью».
4. Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток «шефства» может затруднить творчество. (Желания и цели детей принадлежат им самим, а родительская помощь может порой восприниматься как «нарушение границ» личности. Даже очень маленькие одаренные дети оказывают упорное сопротивление родителям, которые слишком настойчивы в своем стремлении разделить с ребенком радость живого творческого воображения.)
5. Помогайте ребенку учиться строить его систему ценностей, не обязательно основанную на его собственных взглядах, чтобы он мог уважать себя и свои идеи наряду с другими идеями и их носителями. Таким образом, он в свою очередь будет и сам ценим другими.
6. Помогайте ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей (чувство безопасности, любовь, уважение к себе и окружающим), поскольку человек, энергия которого скована основными потребностями, менее способен достичь высот самовыражения.
7. Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска: пусть он сохранит свой творческий импульс находя награду в себе самом и меньше переживая о своем признании окружающими. Оно, пусть и не скоро, но придет.
8. Объясните, что на многие его вопросы не всегда можно ответить однозначно. Для этого требуется время, а с его стороны — терпение.
9. Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного.
10. Помогайте ребенку глубже познавать себя, чтобы не упустить мимолетную (предсознательную) идею. Проявляйте симпатию к его первым неуклюжим попыткам выразить такую идею словами и сделать ее понятной для окружающих.
11. Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка, избегайте крити¬ковать первые опыты — как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.
12. Помогайте ребенку стать «разумным авантюристом», порой полагаться в познании на риск и интуицию: наиболее вероятно, что именно это поможет совершить действительное открытие.
13. Поддерживайте необходимую для творчества атмосферу, помогая ребенку избежать общественного неодобрения, уменьшить социальные трения и справиться с негативной реакцией сверстников. Ребенок, лишенный позитивного творческого выхода, может направить свою творческую энергию в совершенно нежелательном направлении.
14. Непременно постарайтесь найти ребенку компаньона такого же возраста и таких же способностей. Для ребенка школьного возраста очень важно иметь друга того же возраста и пола. Одаренная девочка должна знать сотню детей, чтобы найти одного ребенка, похожего на нее. Если этот сотый ребенок оказывается мальчиком — проблемы не кончаются, поскольку незыблемым правилом школьных и дворовых площадок является однополое группирование. Ей нужна девочка, которой может быть 8 лет, но мыслит она как 11-летняя. Родителям, возможно, придется объездить все окрестности, но это лучше, чем позволить ребенку погрузиться в одиночество и избегать общения.
Знайте, что, если ребенок в начальных классах слишком увлекается своими занятиями и не имеет друзей, значит, он не нашел себе равных.

- Спасибо всем. До свидания.
Категория: Учителя | Добавил: daisy
Просмотров: 3012 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.8/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Рейтинг сайтов
Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов

Поиск
Друзья сайта