Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
ГосУслуги
Электронный дневник Заявка в техподдержку
Категории раздела
Учителя [100]
Материалы для работы учителей-предметников
Администрация [25]
Материалы для работы администрации школы
Классные руководители [15]
Материалы для работы классных руководителей
Конкурсы [1]
Положения, приказы по конкурсам
Наш опрос
Как вы относитесь к введению ФГОС ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью?
Всего ответов: 83
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Администрация

Программа развития школы на период с 2008 по 2013 гг.
[ Скачать с сервера (260.0 Kb) ] 28.05.2010, 11:19

Введение

Традиционной системой образования школа не сможет в полной мере обеспечить запросы учащихся и их родителей.

Вместе с тем, опыт вариативного обучения, в том числе  по использованию  III модели дифференцированного обучения на основе индивидуального учебного плана на III ступени обучения, а также первый положительный опыт по внедрению предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся на старшей ступени, в рамках эксперимента, кадровый потенциал, материально-техническая база создают возможности для дальнейшего совершенствования школьной системы образования в соответствии с интересами и потребностями учащихся и их родителей.

Поэтому основной задачей программы развития школы на 2008-2013 годы является создание новой модели школы - школы развития социальных компетентностей личности. При этом,  считаем нецелесообразно менять в течение ближайших трех лет структуру учебного плана,  а сосредоточить все ресурсы на изменении в содержании образования по таким предметным областям как «Естественно-математическая», «Гуманитарная», «Физическая культура», «Информатика» и  их учебно-методическое обеспечение на основе внедрения в практику информационно-коммуникационных технологий и средствами вновь созданной виртуальной школы, как учебно-методического виртуального и дистанционного направления школы в образовании всех субъектов образовательного процесса, а также  подготовка школы и  социума к переходу на стандарты нового поколения.

1. Содержание образования, его научно-методическое обеспечение

В настоящее время муниципальное общеобразовательное учреждение МОУ СОШ им М.И. Калинина  представляет собой социкультурную образовательную   систему, которая:

·         гибко реагирует на изменяющуюся  социокультурную и педагогическую ситуацию;

·         открыта для внешнего мира и готова к изменениям;

·         приспосабливается к складывающимся условиям: образовательному заказу, индивидуальным особенностям обучающихся, их образовательным потребностям,  воспитательным возможностям окружающей среды, кадровому потенциалу, особенностям материальной базы;

·         школа обучает всех учащихся, поэтому она разноуровневая;

·         позволяет определить воспитаннику индивидуальную образовательную стратегию и реализовать образовательные потребности;

·         ориентирована на использование педагогических технологий, обеспечивающих дифференциацию и индивидуализацию обучения;

·         считает важным сохранение потенциала учащихся, физического, психического, нравственного здоровья;

·         включает учащихся в различные виды культуротворческой деятельности (познавательную, социальную, эстетическую, трудовую, спортивную);

·         целенаправленно структурирует собственное воспитательное пространство.

 

1.1. Аналитическое обоснование  направлений  развития образования  и воспитания

Представляемая ниже  программа  развития школы отражает направления и  результаты осмысления педагогической практики, предыдущей программы развития школы, а также пути обновления содержания  школьного образования, определяет  на основе этого, новые стратегические и тактические цели ее  функционирования и развития,  в соответствии с Законом РФ "Об образовании" и «Концепцией модернизации Российского образования на период до 2010 года».

Школа ориентированна на обучение, воспитание и развитие детей с учетом их индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей  путем создания в ней педагогической системы и максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого ребенка.

В соответствии с этим,  программа развития школы - это целостная система мер по гуманизации и гуманитаризации, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания школьников, учитывающая потребности обучаемых, их родителей, общественности и социума.

Вышеперечисленные принципы ориентированы на личность ребенка, на свободное сотрудничество педагогов и родителей, на целенаправленное взаимодействие содержания образования по всем учебным предметам, на внедрение здоровьесберегающих технологий обучения в учебно-воспитательный процесс.

МОУ СОШ им. М.И. Калинина это открытое пространство для развития потенциальных возможностей, самосовершенствования и самореализации детей и взрослых,  с целью их адаптации  в постоянно меняющимся открытого поликультурного социума, многонационального гражданского общества.

Определяя специфику и сущность развития нашей школы, мы вышли на необходимость построения в рамках школы комплекса мер с широким спектром образовательных услуг. По мнению исследователей (О.А. Лапина, А.П. Макаровская, В.М. Степанов и др.), школа есть специально смоделированное место и условие, обеспечивающее разнообразные варианты выбора оптимальной траектории развития и взросления личности. В контексте нашей работы, школа это многомерное пространство, которое позволяет обеспечить  личностный рост всех субъектов образовательного процесса. Школа является открытым пространством, потому что она, являясь социаль­ным институтом, способна аккумулировать различные социально-культурные ини­циативы и обладает необходимыми возможностями для их обеспечения.

Школа является информационным пространством, так как интегрирует в себе необходимые ресурсы, позволяющие осуществить сбор, хранение, передачу и обработку инфор­мации, имеющую не только учебную, но и социокультурную значимость.

Школа является образовательным пространством, в рамках которого происходит вхождение человека в культуру и становление личности как субъекта этой культуры.

Таким образом, наша школа, создавая открытое информационное образовательное пространство, решает задачи построения информационного общества, которое нами рассмат­ривается, согласно А.А. Чернову как:

·         общество нового типа, формирующееся в результате глобальной социальной революции;

·         общество знания, в котором главным условием благополучия каждого человека является знание и его умение «учиться всю жизнь», приобретенные благодаря беспрепятственному доступу к информа­ции и умению работать с ней;

·         глобальное общество, в котором обмен информацией не будет иметь ни временных, ни пространственных границ;

·         общество, которое с одной стороны, способствует взаимопроникновению культур, с другой, открывает человеку новые возможности для самореализации.

Говоря о личностном самоопределении всех субъектов  образовательного процесса, мы подразумеваем, в первую очередь  учащихся и педагогов, так как родители задействованы в педагогическом процессе косвенно. Социальные компетентности учащихся и их универсальные действия – это раскрытие потенциальных возможностей школьника и их осуществление в процессе включения в различные виды деятельности в рамках открытого информационного образовательного пространства школы.

Развитие социальных компетентностей учащегося представляет собой процесс становления ключевых компетенций личности и их непосредственное применение в общественной  и профессиональной областях жизнедеятельности.  

Личностный рост учителя – это  становление профессиональной компетентности педагога в процессе педагогической деятельности, это удовлетворенность результатами своего труда; это стремление к творчеству и самосовершенствованию в условиях поликультурной среды. Уровень профессиональной компетентности  учителя представляет собой эффект интеграции профессионального опыта, знаний, умений и навыков. Личностный рост педагога становится возможной только в условиях компетентного, свободного, открытого педагогического сообщества.

Таким образом,  МОУ СОШ им. Калинина, это: 

·         образовательное учреждение, с широким спектром образовательных услуг  активно решающая основные задачи личностного роста учащегося, его подготовки к полноценному и эффективному участию в общественной  и профессиональной областях жизнедеятельности;

·         психолого-педагогические условия для целенаправленного и систематического личностного развития учащихся, родителей, местного сообщества и самих педагогов в целях повышения их социальных компетенций в различных сферах своей жизнедеятельности.

 

1.2.  Методологические основы управления качеством образования.

Модернизация системы образования не может идти в одностороннем порядке, только со стороны вышестоящих организаций и Министерства образования РФ. Этот процесс предусматривает и движение со стороны образовательных учреждений, т.к. учитывает индивидуальные особенности образовательного учреждения, педагогического коллектива, учащихся.

Эффективное обновление школы, возможно, осуществить через разработку программы развития ОУ, а также подпрограмм, проектов и подпроектов направленных на достижение целей заявленных  в программе.

Методическое пособие В.С. Лазарева и М.М. Поташкина «Как разработать программу школы» предлагает технологию построения программ развития школы на основе управления развитием целостных систем в образовании. Такой подход помогает избежать серьезных ошибок и найти реалистичные способы достижения желаемого будущего школы. По технологии В.С. Лазарева и М.М. Поташника существует три направления развития образовательного учреждения:

1)      локальные изменения;

2)      модульные изменения;

3)      системные изменения.

Развитие школы через стратегию системных изменений предполагает полную реконструкцию школы, затрагивающую все компоненты деятельности (цели, содержание, организацию, технологии и т.д.),  все структуры, их части, связи, звенья, участки. Такое развитие ОУ осуществляется, как правило, при изменении прежнего статуса школы, превращении его в новое образовательное учреждение.

Программа по своему замыслу – это нормативная модель совместной деятельности группы людей, определяющая:

·         исходное состояние некоторой системы;

·         образ желаемого будущего этой системы;

·         состав и структуру действий по переходу.

Программно-целевой подход в управлении и системный анализ помогают решать потребности и проблемы ОУ, опираясь на принцип операциональности, т.е. конкретно определяемого по содержанию и времени заданного результата. Без операционально-заданного результата нет обратной связи, а значит, нет и грамотного управления.

Мотивации у педагогического коллектива для разработки программы развития было более чем достаточно, но опыта инновационной деятельности, методических знаний и научно-методической литературы с доступным и понятным изложением, практически не было. Поэтому все образовательное учреждение было погружено в творческий процесс поиска идей и решения проблем, который сначала имел эмпирический характер (т.к. начинали даже не с нуля, а с минуса), а затем – системный и целевой.

Результат – это профессиональный рост каждого сотрудника и всего образовательного учреждения в целом за оптимально возможные сроки.

«Анализ – первый шаг на пути к определению целей и способов их достижения.

В результате анализа должно быть ясно, что требуется изменить, чтобы школа в будущем могла лучше, чем в настоящем, выполнять свои функции. Степень конкретности ответа на этот вопрос должна быть достаточной для перехода к поиску идей решения проблем. Если это условие не выполняется, то проблемы должны быть конкретизированы путем расчленения на составные части (подпроблемы). Эта процедура называется в методологии, на которой мы базируемся, структурированием проблем».

Лазарев В.С., Потанин М.М. Как разработать программу развития школы: -

М.: Новая школа, 1999.

 

Структурирование – один из ведущих механизмов, который мы использовали при разработке и реализации программы развития ОУ.

Полный текст программы доступен для скачивания

Категория: Администрация | Добавил: mikschool
Просмотров: 2230 | Загрузок: 435 | Рейтинг: 4.8/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Рейтинг сайтов
Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов

Поиск
Друзья сайта